Внутри и около: инфраструктурные вопросы для «малоэтажки» требуют срочных ответов

Внутри и около: инфраструктурные вопросы для «малоэтажки» требуют срочных ответов

Внутри и около: инфраструктурные вопросы для «малоэтажки» требуют срочных ответов Shutterstock/FOTODOM

Елена НИКОЛАЕВА, председатель Комиссии по градостроительству, государственной собственности и землепользованию Мосгордумы, президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС):

Николаева_Елена_Леонидовна.jpg

Как решить проблему инженерной и транспортной инфраструктуры для малоэтажного жилищного строительства (МЖС), чтобы было и дешево, и сердито? Как сделать так, чтобы коттеджные поселки были надежно связаны с «большой землей»? От поиска ответов на эти вопросы во многом зависит будущее «малоэтажки». А ведь чтобы раз и навсегда «закрыть» в сегменте инфраструктурную тему, достаточно сделать сети и дороги инвестиционно привлекательными. Приток капитала в данную отрасль нужно стимулировать, например, путем создания и развития «малого государственно-частного партнерства» (ГЧП) — небольших, локальных инфраструктурных проектов, реализуемых на муниципальном уровне, максимум на уровне субъектов РФ.

Думаю, что можно назвать основные черты таких проектов:

  • относительно небольшой масштаб, как территориальный (от 50 гектаров осваиваемой территории категории Greenfield («чистое поле» для деятельности)), так и финансовый (до 0,5-1 млрд рублей вложений);

  • объектами будут являться подъездные и внутренние дороги, территориальные сети и сооружения водоснабжения и канализации, социальные объекты, предусмотренные в проекте планировки данной территории, прежде всего объекты здравоохранения и образования;

  • достаточно долгие сроки окупаемости порождают, соответственно, необходимость либо субсидирования, либо иного стимулирующего механизма, позволяющего ускорить возврат инвестиций;

  • предоставление инвестору гарантированной доходности, в том числе путем субсидирования тарифов либо эксплуатационных выплат, в случае если пользование созданным объектом, например, дорогами, объектами здравоохранения и т.д., осуществляется жителями бесплатно.

Конечно, для того, чтобы данные проекты запустились, необходимо на законодательном уровне принципиально урегулировать систему взимания коммунальных платежей в организованных проектах МЖС, поскольку структура затрат по их содержанию качественно отличается от многоквартирных домов, урегулировать вопросы собственности на общие территории, прежде всего используя механизм передачи их муниципалитетам, урегулировать связанные с этим вопросы налогообложения.

Как мы видим, вопрос развития индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в целом и МЖС в частности — действительно многогранный и требует тесной совместной работы законодателя, органов исполнительной власти (как федеральных, так и региональных) и, безусловно, представителей бизнеса и конечного потребителя. Его невозможно решать частями. При грамотном структурированном подходе открываются перспективы развития порядка десяти базовых и еще большего количества сопутствующих индустрий (включая девелопмент, управление и эксплуатацию, домостроение, инфраструктурные проекты, энергосберегающие и экотехнологии, дизайн, образование, досуговые сферы и так далее). При последовательном выстраивании экосистемы, основанной на экономической и социальной составляющих, мы имеем все возможности получить как действительно взрывной рост рынка ИЖС, так и максимальный синергетический эффект для всех участников процесса.

Что же касается транспортной доступности объектов «малоэтажки», ответ содержится в пункте 3 Постановления Конституционного суда (КС) РФ №55 от 28 декабря 2021 года, где сказано, что обеспечение реализации гражданами, проживающими в этих домах, конституционного права на жилище — условия для осуществления которого обязаны создавать органы государственной власти и местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 40 Конституции РФ) — предполагает, помимо прочего, создание и надлежащую эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенной для обслуживания как самих домов, так и выделенных под их строительство земельных участков. Создание комфортной среды для проживания в жилых домах, расположенных в населенных пунктах, исторически относилось и сегодня относится к компетенции органов местного самоуправления (пункт 3.1. того же Постановления КС РФ). Однако по факту всеми этими вопросами занимается девелопер, естественно, с соответствующим отнесением этих расходов на цены квадратного метра жилья в поселке либо путем дополнительных взносов со стороны приобретателей жилья.

Поэтому и необходимы новые, объединяющие эти положения формы. Как я уже сказала, такой формой достижения баланса государственного и частного интереса может стать «малое ГЧП». Необходимо также скорейшим образом решать вопросы законодательного регулирования эксплуатации жилья, в том числе и ранее созданного, а не только вновь создаваемых поселков.

Теги: