Два здания. Одно назначение. От хранилища главного московского скупердяя до «закромов» Росрезерва

Два здания. Одно назначение. От хранилища главного московского скупердяя до «закромов» Росрезерва

Два здания. Одно назначение. От хранилища главного московского скупердяя до «закромов» Росрезерва АГН "Москва"
Участком на стрелке Большого Черкасского и Старопанского переулков в Москве с конца XVII века владели представители купеческого сословия. Первым известным обладателем поместья был Дмитрий Дмитриевич Акишев, семья которого известна довольно неоднозначными «достижениями». Внучка вышла замуж за Якова Федоровича Мировича — сына переяславского полковника, сторонника гетмана Мазепы, бежавшего после поражения последнего в Польшу. Будучи на военной службе, Яков Федорович без разрешения начальства навестил отца, за что был отправлен служить в Сибирь. Жена же, разумеется, поехала вслед за ним в Тобольск. Куда известнее их сын Василий, ставший организатором неудачного государственного переворота во времена Екатерины II и казненный в сентябре 1764 года за попытку освободить из заточения и возвести на престол Иоанна VI.

Но все же прославил это место в XIX веке Григорий Николаевич Карташев, благодаря которому в Первопрестольной появился уничижительный фразеологизм «жаден, как Карташев».

«Карташево подворье»

Отпрыск московского купца Николая Егоровича Карташева был ростовщиком, дававшим большие суммы под огромные проценты. Причем получить у Григория Николаевича деньги было весьма непросто. «Король русского репортажа» начала ХХ века Владимир Гиляровский (дядя Гиляй) описывал процесс в подробностях:

«...На территории подворья располагался небольшой трактир Пономарева, где и происходили сделки. Во втором зале целыми днями сидел нечесаный, небритый и неопрятный старик, к которому регулярно приходили богатые и известные в Москве люди — но не всем он предлагал присесть. Каждый день в одиннадцать пополудни Григорий Карташев просил разогреть ему вчерашней еды (что было бесплатно), затем заказывал себе самый дешевый чай и пил его даже остывшим весь день. К приходившим за деньгами было у него особое требование: чтобы ели и пили то же, что и он, а если позволят себе что подороже, в деньгах будет отказано. Это все знали, и являвшийся к нему богатый купец или барин-делец курил копеечную сигару и пил чай за шесть копеек, затем занимал десятки тысяч под вексель». Вечером за ним приходил его дворник Квасов и уводил домой. Жил он одиноко, спал на голой лежанке, положив под голову что-нибудь из одежды. Хоть и был он владельцем дома, в его квартире никогда не убирались. Многое из своих накоплений Григорий Николаевич хранил в подвалах здания…

Несколько десятилетий Карташев прожил таким образом, а после его смерти в покрытых слоями пыли комнатах за обоями найдены были пачки кредиток и векселей. В огромную печь изнутри было встроено похожее на гильотину устройство — и неспроста: там хранился довольно большой капитал. В подвалах же стояли массивные железные сундуки, в которых помимо денег находились и «ресурсы»: сэкономленные огрызки сахара, засохшие куски хлеба из трактира и прочие запасы. К концу жизни состояние Григория Николаевича превышало 30 млн тогдашних рублей и целиком досталось его сестре Клавдии Николаевне Обидиной. Но что-то из драгоценностей может, по слухам, до сих пор быть сокрыто в недрах здания.

Склад был, «складу» быть!

Но если кто уже собрался на поиски этих сокровищ — расслабьтесь, потому что по данному адресу сейчас стоит сейчас совершенно другое здание. В 1897 году участок бывшего подворья приобрел купец из Санкт-Петербурга Михаил Александрович Александров, и по его индивидуальному заказу известный зодчий Александр Васильевич Иванов спроектировал новый дом, который был возведен в 1899 году.

старопанский.jpg

По окончании строительства это поначалу конторское здание даже стало своеобразным эталоном московских деловых центров той эпохи. Главным критерием считалась функциональность. Мощная каркасная система позволила спланировать увеличенные оконные проемы. А чтобы конструкция не смотрелась массивно, каждый проем был на французский манер декорирован литыми балкончиками с решетчатым рисунком. В дальнейшем здесь долгое время находились купеческие склады.

Сейчас на входе в здание красуется золотистая зеркальная табличка «Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)». Воображение сразу же рисует закрома, полные продуктов, средств первой необходимости, и, разумеется, подвалы золота. Но все не так просто: такие объекты строжайше засекречены, так что немногим журналистам удается увидеть хранилища вживую. Например, при съемке телепередачи к 90-летию организации в 2021 году был продемонстрирован подземный тоннель на глубине в 40 этажей. Система госрезерва обеспечивает снабжение всем необходимым при ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. Причем за последние 10 лет проведено 82 акции по оказанию гуманитарной помощи 40 государствам.

Иронично, что первым шагом к становлению организации (не считая реформ Ивана III и Петра l) было образование государственного хлебного фонда (так что неспроста Карташев хранил в своих подвалах хлеб). Кстати, во время реконструкции нового здания было проведено исследование фундамента, показавшее, что люка в подземелье с купеческими кладами нет. Но госрезерву хватает и своих мифов: невозможно подсчитать, сколько антиквариата продается мошенниками со словами «это с тайного склада», и сколько звонков поступает от желающих купить ту или иную вещь времен 1940-х годов!

С 2001 года по 2008-й в этом здании работал и руководил Росрезервом генерал-полковник Александр Григорьев, внесший огромный вклад в становление организации: его идеи и инициативы помогли ей восстановиться после 1990-х, предотвратили закрытие подведомственных учреждений и дали возможность оказывать полноценную и своевременную ресурсную помощь в чрезвычайных ситуациях. 10 декабря 2008 года Александр Андреевич скоропостижно скончался, ему было всего 59 лет. Теперь его имя носит основная база отгрузки гуманитарной помощи зарубежным странам. А в 2017 году на здании Росрезерва установлена мемориальная доска. Каждому времени — свои герои.