Атриум, IT-кластер и медиалаборатория: в микрорайоне «Евроберег» откроется первая в Новосибирске школа с новыми возможностями для организации учебного процесса

Атриум, IT-кластер и медиалаборатория: в микрорайоне «Евроберег» откроется первая в Новосибирске школа с новыми возможностями для организации учебного процесса

Атриум, IT-кластер и медиалаборатория: в микрорайоне «Евроберег» откроется первая в Новосибирске школа с новыми возможностями для организации учебного процесса
Микрорайон «Евроберег», который застраивает компания Брусника, — крупный проект развития территории в Новосибирске. Сейчас здесь уже сдали и заселили около 30 домов, еще 10 строятся. По генплану города в структуре микрорайона предусмотрели несколько необходимых социальных объектов, один из которых — средняя общеобразовательная школа на 825 мест. В 2019 году, когда пришло время реализации проекта, Брусника решила не оставлять этот муниципальный объект без внимания и поучаствовать в его разработке, предложив собственное виденье. Получилась современная школа по новым образовательным стандартам, проект которой уже вошел в практику повторного применения Минстроя России.

Форма рубль бережет

Здание школы располагается в самом центре микрорайона «Евроберег» и хорошо просматривается с разных точек, выполняя роль важнейшего общественного пространства. Поэтому при разработке проекта Брусника включилась в процесс и выступила инвестором перепроектирования школы.

Евгений Головкин, директор проекта: «Изначально для данного участка был разработан типовой проект, который не отвечал современным методам образования и не вписывался в архитектуру микрорайона. Поэтому мы приняли решение о разработке новой концепции: отказались от привычных для советского градостроения н- или п-образного планов школьного здания и предложили для него новую компактную форму с минимальной площадью внешних фасадов и необычно устроенной планировкой без деления на тематические классы и четкого распределения пространств. Кроме архитектурной концепции самого здания, дизайна окружающего ландшафта и общественных пространств в проекте школы мы совместно с центром разработки образовательных систем «Умная школа» решали задачу по созданию современной образовательной среды».

При разработке проекта школы в Бруснике взяли за основу не фронтальные методы обучения (как в обычных российских школах), а групповые, смешанные и индивидуальные: лектории, проектную деятельность, исследования, дискуссии, а также аналого-цифровое обучение. Получилась школа, которая легко приспосабливается к изменениям — и к тем, что происходят в течение дня, и к тем, что произойдут на горизонте десяти лет. К тому же работа с геометрией здания позволила оптимизировать его площадь в пересчете на одного ученика и за счет этого вложить в каждый квадратный метр больше ресурсов, а значит, дать детям больше возможностей.

 Design workshop.jpg

Здание школы имеет четыре гармоничных фасада, выходящих на разные улицы. У каждого из них есть отличительные черты в виде оформления входных групп и ритмического рисунка окон. Кстати, в классах размер окон в сравнении со стандартными увеличен. В темное время суток через витражи интерьер школы хорошо просматривается с улицы, а здание само становится источником света.

Крыша школы тоже устроена как так называемый пятый фасад: сюда выходит стеклянный купол центрального атриума, а все технические коммуникации, которые обычно выводят на крышу, убраны внутрь здания. Такое решение использовано, чтобы жители окружающих домов (более высокой этажности, чем школа) могли любоваться объектом со всех сторон. Красоты зданию добавляют и угловые акценты в виде лестниц. За счет сильных вертикалей они придают фасаду уникальный, не похожий на школу характер, а сквозь большие оконные проемы видно «броуновское» движение.

Инклюзивность как идея

Основная идея новой школы в «Евробереге» — ее инклюзивность, готовность к совместному обучению всех детей независимо от их социального статуса, способностей и особенностей. Здесь можно не только транслировать общую программу, но и легко реализовать набор индивидуальных учебных планов для всех учеников одновременно и в общем пространстве.

Для реализации идеи инклюзивности пространств в школе реализовано три ключевых решения.

Во-первых, традиционный актовый зал архитекторы заменили на атриум. Это многофункциональное, гибкое пространство с деревянной лестницей-трибуной для организации событий различного масштаба: лекций, концертов, театральных выступлений и отдыха между классами. Рядом с ним находятся спортивные залы, зона рекреации с пуфами, диванами и растениями. Атриум визуально и физически связан со столовой и музыкальным классом за счет прозрачных и мобильных перегородок. Также к нему примыкает хореографический класс. При желании эти помещения могут быть совмещены.

School(1).jpeg

Во-вторых, специализированные классы объединены в так называемые кластеры. Внутри кластеров помещения универсальны и могут использоваться для изучения нескольких предметов. Есть адаптированные помещения для младшей и старшей школы, а также для групп продленного дня. Габариты и конфигурация аудиторий позволяют создать разные способы организации обучения и разную рассадку в зависимости от стоящей перед учителем задачи. Для этого используется легкая мобильная мебель, из которой удобно составлять разнообразные композиции для обычного урока, урока в небольших группах и группах побольше, а также в неформальной обстановке. Светопроницаемые перегородки между аудиториями и коридором дают помещениям дополнительную инсоляцию и повышают открытость образовательного процесса.

В-третьих, школу оснастили всем необходимым для дополнительных занятий, групп продленного дня и творческих мастерских. Всего спроектировано порядка 10 таких пространств: мастерская живописи с зоной гончарного искусства, музыкальный класс, мастерская для технического творчества, многопрофильная мастерская современного домоводства, мастерская дизайна и художественного моделирования, проектный офис технологического кластера, экспериментаниум, лаборатория окружающего мира. Также в школе есть собственный IT-полигон с кабинетом конструирования, робототехники, программирования микропроцессорных устройств и работы с нейроинтерфейсами.

Образование во всем

Учебный процесс проходит не только в классах, но и во всем пространстве школы и на ее территории. Концепт проекта благоустройства основан на совмещении спортивных и игровых функций с рельефом. На территории школы предусмотрена спортивная площадка с полем для игры в мяч, которая также выступает амфитеатром и лабораторией под открытым небом для старших классов. По соседству с ней расположены площадки для отдыха в виде зеленых склонов с деревянными настилами для сиденья и модульными павильонами, воркаут и зона активной игры для детей разных возрастов с горками, балансирами, батутами и лазалками.

Technical workshop.jpg

Зимой эта территория не будет напоминать черно-белое кино: хвойные деревья сделают ландшафт привлекательным даже в холодное время года. С наступлением теплых дней ученики смогут выращивать зелень и овощи в школьном огороде, обедать на открытой террасе и изучать ботанику на живых примерах во дворе.

Сдача школы в эксплуатацию запланирована на конец этого года, а уже в сентябре 2023-го здесь прозвенит первый звонок.

Евгений ГОЛОВКИН, директор проекта:

Евгений Головкин .jpg

«Благоустройством территории школы Брусника занимается впервые. За счет включения рельефа нам хотелось сделать ее территорию живой и разнообразной. В этом проекте мы решили не экспериментировать с растениями, подобрали неприхотливые, устойчивые к климатическим особенностям Сибири. За сезон здесь высадили около 18 тыс. растений»