Восставшая из небытия: в Москве после 35-летнего перерыва возобновлено строительство 13-й кольцевой станции метро — «Суворовской»

Восставшая из небытия: в Москве после 35-летнего перерыва возобновлено строительство 13-й кольцевой станции метро — «Суворовской»

Восставшая из небытия: в Москве после 35-летнего перерыва возобновлено строительство 13-й кольцевой станции метро — «Суворовской» genplanmos.ru
История столичного метрополитена, которому 15 мая исполняется 88 лет, богата на легенды о «станциях-призраках». Большая часть из них является, безусловно, выдумкой, однако, бывает, такие слухи имеют под собой основание. В этих случаях речь идет, как правило, о недостроенных и замороженных проектах метро. К примеру, станции «Советская», «Российская» и «Суворовская». Основными причинами отказа от первых двух стали технические сложности ведения работ в центре города, их высокая стоимость и, самое главное, низкая востребованность потенциальными пассажирами. А с последней ситуация сложилась иначе.

«Суворовская», которая должна появиться примерно через пять лет между «Новослободской» и «Проспектом Мира» Кольцевой линии и стать пересадочной на «Достоевскую» ЛюблинскоДмитровской линии, планировалась к строительству еще в 1988 году, тогда же и был забит первый «колышек». Но из-за смены проекта, а затем из-за недостатка финансирования стройка была законсервирована. Сейчас территория около будущей станции получила новый импульс развития: в конце прошлого года вместе с метропланами московские власти согласовали возведение «наверху» жилого дома по программе реновации, общественно-делового и торгово-развлекательного центров. Более того, согласно проекту, сама «Суворовская» интегрируется в инфраструктуру Мещанского района. Предполагается, что у станции будет два вестибюля: один расположится на улице Дурова рядом с Театром Российской Армии, второй — на Олимпийском проспекте. Обсуждается также возможность интегрирования выходов из станции в здание спорткомплекса «Олимпийский»: посетители смогут сразу из метро попасть внутрь комплекса. Кстати, этот переход будет оборудован траволаторами — первыми в столичном метрополитене.

Антон Мастренков

Подчеркнем, что все эти годы станция не была совсем заброшена, здесь велись обслуживающие работы. Оценивая масштаб деятельности предшественников, генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков рассказал «Стройгазете», что с 1988-го по сегодняшний день сделано порядка 5% от общего объема работ, запланированных на «Суворовской».

Антон Мастренков

Теперь, чтобы «вживить» ее в действующую Кольцевую линию, придется сначала построить два обводных тоннеля, по которым будут перезапускаться поезда, а потом уже между ними начнется строительство самой станции. «Сейчас мы ведем работы по сооружению вспомогательных подходных тоннелей, чтобы приступить к сооружению непосредственно обходных. Планируем в течение месяца начать возведение основных конструкций обходных тоннелей и в течение полутора лет завершить их строительство», — сообщил метростроевец. Сложность еще и в том, что неизбежно возникает проблема частичного ограничения движения по «кольцу»: построенный «байпас» необходимо будет внедрить в действующие тоннели, переключить движение поездов метро и дальше продолжать сооружать «Суворовскую».

Антон Мастренков

Учитывая, что станция будет строиться в непосредственной близости от действующего метро, в так называемой технической зоне, практически все строительные работы будут производиться вручную. «Здесь не предусмотрено применение ни машин, ни тоннелепроходческих щитов. Работы будут вестись максимум буровзрывным способом, а в технической зоне — только отбойным молотком и ручным трудом, чтобы не нарушить конструкции действующего метро», — пояснил Сергей Жуков.

Андрей БОЧКАРЕВ, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

Бочкарев ZIL_3551.jpg

«Данный проект чрезвычайно сложен. Обычно работы по возведению станций метро на глубине 35-40 метров в условиях плотной городской застройки занимают 7-8 лет, но в случае с «Суворовской» стройка завершится раньше: мы ускоримся и постараемся уложиться в пять лет. Квалификации и ресурсов для этого у нас достаточно»

Справочно:

13-ю кольцевую станцию спроектировали еще в 1950-х годах под названием «Площадь Коммуны». Затем попытки строительства предпринимались в 1980-х и 2000-х годах, и лишь в 2012-м столичная мэрия утвердила проект планировки «Суворовской», но позже станцию законсервировали. Решение о возобновлении работ было принято в 2019-м, еще три года ушло на разработку проектной документации.