Воздушные ворота: жители выбрали дизайн-проект нового аэропорта Омск-Фёдоровка

Воздушные ворота: жители выбрали дизайн-проект нового аэропорта Омск-Фёдоровка

Воздушные ворота: жители выбрали дизайн-проект нового аэропорта Омск-Фёдоровка Правительство Омской области
Новый аэропорт в Омске будет построен по проекту санкт-петербургского бюро «ХВОЯ». Выбор был сделан по результатам конкурса, завершившегося в конце марта. Решающее слово было сказано жителями города — 113,7 тыс. человек приняли участие в онлайн-голосовании, которое проводилось с 13 по 29 марта.

Изначально на конкурс было представлено 14 проектов. Эксперты отобрали 7, в финал вышло 4 — петербургских «Студии 44» и «ХВОИ» и московских IND и UNK.

При выборе финалистов архитектурно-градостроительный совет Омска принимал во внимание, что городской аэропорт в перспективе будет обслуживать более 3 млн пассажиров в год и для его дальнейшего развития необходимо учитывать генеральный план аэропорта, в который заложены привокзальная площадь в 2,5 гектара, вышка контрольно-диспетчерского пункта и аварийно-спасательной службы, тоннель между багажным и пассажирским отделениями, железнодорожная станция с крытым пешеходным переходом и 3-4-звездочная гостиница на 150-200 номеров.

В самом финале лидировали петербуржцы. Основная борьба при подсчете голосов шла между проектами «Студии 44» и «ХВОИ». Концепция «ХВОИ» набрала 38% голосов. На втором месте, уступив всего 1%, оказалась «Студия 44». UNK и IND набрали 15 и 10% голосов.

Победила «ХВОЯ», создавшая проект в виде «воздушных ворот». В презентациях авторы отмечали, что их проект объединяет мир города и мир авиации. В основе — ворота Омской крепости. К четырем «земным» воротам добавятся пятые — воздушные.

По словам директора бюро «ХВОЯ» Георгия Снежкина, аэропорт спроектирован так, чтобы здание стало максимально прозрачным и воздушным, чтобы «мир авиации — мир неба и мир города — мир земли видели друг друга и могли сообщаться друг с другом. Условно говоря, город видит аэропорт и самолеты, как через окно в комнате. Вместо здания-лабиринта, в котором дезориентированные пассажиры двигаются по указателям, мы предлагаем ясный, удобный и проницаемый аэровокзал».

Администрация Омской области попросила в дальнейшем доработать проект-победитель, добавив дополнительные объекты — закрытый паркинг и коммерческую составляющую (фудкорт, кинотеатр), чтобы пассажирам было чем заняться в аэропорту в ожидании своего рейса.

О строительстве нового аэропорта в Омске заговорили еще в 1980-х, было определено место, но строительства не случилось. Сегодня новая воздушная гавань необходима: аэропорт Омск-Центральный уже не справляется со своими задачами. В прошлом году пассажиропоток превысил 1,7 млн человек, и пропускная способность терминала не дает его увеличивать, хотя потребность есть. Кроме того, сегодняшний аэропорт расположен в черте города и мешает его развитию. По словам губернатора области Виталия Хоценко, после переноса аэропорта освободится 651 гектар земли, где можно будет построить около 4 млн кв. м жилья, расселить более 110 тыс. человек.

Справочно:

Омск — город с населением более 1,1 млн человек, расположенный в месте слиянии Иртыша и Оми, крупный научный, культурный, транспортный и промышленный центр России. Это третий по численности жителей город в Сибири и тринадцатый в России.

Кстати:

Технические параметры омского проекта одобрены Минтрансом России, Росавиацией: это поток 3,5 млн пассажиров, посадочная полоса 3 200 м, 25 стоянок для самолетов с перспективой их увеличения, 7 телетрапов, 1000 мест на автопарковках. Бюджет строительства нового аэропорта — 42,6 млрд рублей. Работы должны завершиться в 2028 году. Инвестор — УК «Аэропорты регионов». В основу заложено концессионное соглашение.