В музее архитектуры пройдет выставка «Фальконье. Архитектура света»

В музее архитектуры пройдет выставка «Фальконье. Архитектура света»

В музее архитектуры пройдет выставка «Фальконье. Архитектура света»
В музее архитектуры имени А.В. Щусева с 7 апреля до 20 августа пройдет выставка «Фальконье. Архитектура света», посвященная истории изобретения и применения оригинального строительного материала – стеклянного кирпича Фальконье (Falconnier). Об этом «Стройгазете» сообщили в пресс-службе музея. На выставке будет представлено более 100 предметов: стеклянные кирпичи производителей Европы и Российской империи, советские стеклоблоки – все из коллекции Музея архитектуры и частных собраний, а также архивные документы и фотографии. Ключевыми экспонатами выставки станут современные стеклянные кирпичи системы Фальконье, собранные в разноцветные кладки в пространстве Флигеля «Руина». Они дополнят архитектурно-художественное решение экспозиции, разработанное бюро Planet9.

Свое название кирпич получил по имени изобретателя – швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье (1845 – 1913 год). Гюстав Фальконье, основываясь на многолетнем опыте стеклоделия, создал материал,занявший место в мировой строительной практике на полувековой период.

Разработка форм и моделей пустотелых стеклянных кирпичей, которые изготавливались ручным способом выдувания, началась в 1880-х годах и продолжалась Фальконье на протяжении всей его жизни. Принцип изготовления, а также технология укладки стеклянных кирпичей были запатентованы в Европе и США. Новый строительный материал прекрасно приглушал и рассеивал солнечный свет, отличался прочностью при малом весе, обладал как функциональными, так и эстетическими качествами. Фальконье применялись для остекления уличных и коридорных окон, куполов верхнего света, перекрытия зимних садов, оранжерей и парников, садово-парковых и торгово-выставочных павильонов и других сооружений.

В 1893 году изобретение было представлено на Всемирной выставке в Чикаго, после чего технология получила распространение по всей Европе и Российской империи. Пик популярности материала пришелся на 1900 – 1910-е годы. В Москве, Петербурге, Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде и других городах сохранилось множество жилых и общественных зданий, в архитектуре которых были использованы стеклянные кирпичи. Например, Бутырское трамвайное депо, Саввинское подворье, усадьба Латышевых – Бахрушиных – Бардыгиных (ныне – Посольство Индии) в Москве, церковь при Кутайсовском детском приюте в Нижнем Новгороде, Крестовоздвиженская церковь в Хвалынске (Саратовская область), особняк Бурылина в Иваново, дом фирмы Фаберже на Большой Морской в Санкт-Петербурге и Николаевский морской госпиталь в Кронштадте.

К концу 1930-х годов линии по производству фальконье были остановлены, впоследствии было утрачено оборудование. На смену искусному, дорогостоящему и устаревшему в производстве стеклянному кирпичу пришли прессованные квадратные и прямоугольные стеклоблоки. До сегодняшнего дня они широко применяются при возведении внешних стен и обустройстве интерьеров различного типа построек.

В 2021 году благодаря сотрудничеству Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass.lab в Санкт-Петербурге была восстановлена технология изготовления стеклянного кирпича Фальконье. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass.lab, специалисты которого добились максимального соответствия новых изделий историческим образцам. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую реставрацию двух исторических зданий – дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге. В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах.

Анна Кистанова, куратор выставки: «Фальконье – уникальное изобретение, излюбленный материал эпохи модерна, символ эстетики рубежа XIX – XX веков. Музей архитектуры посвятил свою выставку не только истории стеклянных кирпичей, но и архитектурному наследию и его утратам. Мы хотим привлечь внимание к теме сохранения памятников архитектуры и их научной реставрации».