Благоустройство в цифрах: как измерить влияние проектов благоустройства на качество жизни горожан

Благоустройство в цифрах: как измерить влияние проектов благоустройства на качество жизни горожан

Благоустройство в цифрах: как измерить влияние проектов благоустройства на качество жизни горожан Atlas

В Москве ежегодно в рамках федеральных и муниципальных программ реализуются проекты по благоустройству открытых общественных пространств: улиц, набережных, площадей, скверов, парков и других территорий. Повсеместное преобразование общественных пространств меняет облик городской среды и влияет на происходящие в ней процессы. Однако сегодня не предусмотрена система регулярного мониторинга и оценки долгосрочных результатов после реализации проектов, несмотря на то, что в мировой практике существуют методические наработки для этого и практика применения. Например, оценка эффектов благоустройства малоиспользуемой парковки на Перл-стрит (Бруклин) показала, что после реализации проекта розничные продажи в прилегающих магазинах выросли на 172% (по сравнению с 18% по всему району), рассказала «Стройгазете» Анна Белинская, руководитель проектов бюро Atlas.

Анна Белинская.jpg

Проблема вычисления эффектов благоустройства волнует мировое профсообщество уже не один десяток лет. Обсуждать влияние состояния городских пространств на общественную жизнь начали еще с середины 1960-х гг. Вначале урбанистов интересовала только социальная сфера, то есть привлекательность территории для горожан. В 2010-х гг. начали появляться различные комплексные оценки. Это было связано с тем, что пространства становились все более многофункциональными и доступными для разных групп горожан. Оценка эффектов стала включать объективные социальные, экономические и экологические характеристики, отражающие интегрированность территории в среду и городские процессы.

Сегодня эксперты сходятся во мнении, что необходимо оценивать и объективные, и субъективные эффекты благоустройства. К объективным относятся: уровень шума и качество воздуха, количество зеленых насаждений, объем вакантной недвижимости на прилегающей территории и ее цену, уровень дорожной безопасности и качество освещения, интенсивность пешеходного потока и соотношение групп пользователей (в том числе представителей МГН). Субъективные эффекты — узнаваемость территории среди местных жителей и туристов, субъективная оценка визуального и микроклиматического комфорта, безопасности, освещенности, удовлетворенность проводимыми мероприятиями и благоустройством в целом.

Для получения корректных результатов необходимо оценить пространство до реализации проекта благоустройства, после его реализации (не ранее, чем через 6 месяцев), затем еще раз через год после последней оценки. В дальнейшем — проводить ежегодный мониторинг для сбора и накопления данных о состоянии общественного пространства после благоустройства. Кроме того, чтобы отличать эффекты благоустройства общественных пространств от эффектов иных воздействий, которым подвергается территория всего города (влияние общегородских решений и глобальных тенденций), необходимо сравнивать территорию, подлежащую благоустройству, с контрольной (неблагоустраиваемой) территорией.

Конечный набор оцениваемых характеристик должен учитывать контекст расположения территории, масштаб города, общую повестку развития. Например, в комплексную модель оценки эффектов благоустройства для Москвы могут быть включены 37 параметров, сгруппированных по четырем тематическим блокам: окружающая среда, социокультурная сфера, экономическая сфера, сфера здоровья. Применяя эту модель, можно оценить удовлетворенность горожан, динамику коммерческой активности, безопасность и другие параметры, которые в целом отвечают на вопрос, насколько реализованный проект благоустройства отвечает потребностям города.

Без применения подобных методов оценки невозможно точно установить, какие проектные решения оказали положительное влияние на горожан и среду, а какие требуют доработки. Внедрение междисциплинарной оценки эффектов от реализации проектов благоустройства в Москве и других городах позволит отслеживать изменения городской среды, качество ее функционирования и, соответственно, фиксировать изменение качества жизни горожан. В долгосрочной перспективе регулярная оценка эффектов позволит накопить и расширить опыт разработки и реализации проектов, рационализировать использование городского бюджета в области благоустройства.