Год рекордов и высот: Евгений Барановский о результатах, достигнутых стройкомплексом Ленинградской области в непростом 2022-м

Год рекордов и высот: Евгений Барановский о результатах, достигнутых стройкомплексом Ленинградской области в непростом 2022-м

Год рекордов и высот: Евгений Барановский о результатах, достигнутых стройкомплексом Ленинградской области в непростом 2022-м building.lenobl.ru
Для Ленинградской области 2022 год стал рекордным по вводу жилья, появлению новых общественных пространств и решению проблем обманутых дольщиков. Подробнее о прошлогодних достижениях региона «Стройгазете» рассказал заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству и ЖКХ Евгений БАРАНОВСКИЙ.

Барановский.jpg

Евгений Петрович, с чем областной стройкомплекс встретил 2023 год?

По итогам прошлого года регион достиг рекордных показателей — на рынке строительства жилья мы перевалили отметку в 3,5 млн квадратных метров. Из них 2,5 млн «квадратов» пришлось на индивидуальное жилищное строительство. Сегодня в стадии строительства в Ленинградской области находится еще более 5,5 млн кв. метров. И, по моим прогнозам, в I квартале 2023 года этот объем составит уже 6 млн «квадратов». По коэффициенту ввода жилья на одного жителя в 2022-м регион вышел в российские лидеры. Если в 2021-м у нас на человека приходилось 1,8 кв. метра, то в прошлом году мы вплотную приблизились к двум «квадратам» — сегодня это самый высокий показатель в стране.

Понятно, что при таких темпах строительства повышается риск заключения контрактов с ненадежными подрядчиками. Однако долгостроев в регионе становится все меньше. По проблемным объектам Ленобласть вошла в так называемую «зеленую» зону «светофора» Минстроя России, в 2022 году из реестра долгостроев были исключены 120 проблемных объектов. В 2023-м предстоит решить вопрос с оставшимися 140 долгостроями, и тогда мы полностью закроем тему обманутых дольщиков.

Также в 2022-м мы успешно работали и по программе капитального ремонта домов. По итогам прошлого года Фонд капитального ремонта Ленобласти выполнил 1 003 вида работ в 838 домах. Мы — один из первых субъектов в стране, кто перешел от замены аварийных лифтов на их плановый ремонт. В итоге мы полностью сняли вопрос аварийности лифтов — он больше не стоит в региональной повестке. Вместе с тем, за год мы установили и 60 новых лифтов. А за три года действия программы в целом заменили 565 подъемников. Отсюда еще одна показательная цифра — в домах Ленобласти больше нет лифтов старше 25 лет.

Еще недавно в области остро стояла проблема аварийного жилья, а как с этим сегодня?

Программа расселения ветхого и аварийного жилья у нас на особом контроле. Она подразумевает два вектора развития. Первый — строительство нового жилья, второй — покупка квартир для жителей расселяемых домов на вторичном рынке. Однако, к сожалению, далеко не во всех районах, где у нас есть аварийные дома, существует рынок вторичного жилья. Поэтому в отличие от других субъектов РФ мы 90% домов для этой программы строим сами. В 2022 году в рамках программы расселения ветхого и аварийного жилья мы сдали 10 домов и переселили в них около 2,5 тыс. человек. Среди тех населенных пунктов, где мы уже построили по этой программе дома, — Тихвин, Ивангород, Сясьстрой, Луга, Лесколово, Янино и Подпорожье. В 2023-м начнется четвертый этап программы, в рамках которой мы планируем построить еще шесть домов общей площадью 37 тыс. кв. метров и расселить еще 4 тыс. человек. Не скажу, что эта задача легкая, но уверен, что набранные темпы расселения «аварийки» мы сохраним.

А как сейчас складывается ситуация со строительством социальной инфраструктуры?

В 2022 году на возведение соцобъектов в Ленобласти было выделено 9,7 млрд рублей. В рамках адресной инвестиционной программы введено в эксплуатацию 17 объектов: шесть объектов здравоохранения, пять образовательных учреждений, четыре спортивных объекта, два дома культуры. Помимо этого у нас действует программа, по которой застройщики возводят объекты соцкультбыта и передают их нам. Так, к примеру, в прошлом году девелоперы передали нам четыре детских сада, ряд школ и поликлиник.

Как известно, Минстрой России поставил перед регионами задачу разработать пятилетние планы по строительству соцобъектов. Мы такую работу выполнили — в течение пяти лет у нас запланировано строительство 253 социальных объектов. В их числе — 29 объектов здравоохранения, 21 школа, 16 детских садов, четыре объекта профессионального и дополнительного образования, 43 спортивных комплекса, 31 культурно-досуговый комплекс, а также восемь объектов ветеринарии и бизнес-инкубатор. Также запланирован выкуп 100 образовательных учреждений, которые будут возведены застройщиками по соглашению с областным правительством.

Кроме того, мы возобновили программу по строительству модульных фельдшерско-акушерских пунктов. Первые шесть объектов уже находятся в стадии проектирования. Для этой работы будет привлечено так называемое «Инфраструктурное меню», где одной из его частей станут кредитные средства механизма облигаций «ДОМ.РФ».

В прошлом году Ленинградская область стала одним из привлекательных регионов для туристов. Чем был вызван этот интерес?

Не секрет, что точками притяжения стали новые благоустроенные территории. В 2022-м в Ленобласти благоустроено 75 общественных пространств. В этом году мы планируем поднять планку и выполнить благоустройство уже 106 территорий. Мы также каждый год участвуем во всероссийских конкурсах на лучшие проекты создания комфортной городской среды в малых и исторических поселениях — и каждый год не менее четырех наших проектов в этом конкурсе побеждают. В 2022-м были завершены работы по проектам победителей прошлых конкурсов: новые общественные пространства появились в Ивангороде, Луге, Коммунаре, Светогорске, Тихвине и Лодейном Поле. В списке победителей 2022-го Пикалево, Подпорожье, Шлиссельбург и Сосновый Бор; на них выделят 305 млн рублей. Благодаря таким проектам мы качественно меняем восприятие наших городов, сел и деревень.

2022-й стал годом небывалого санкционного давления. Как строилась работа местного стройкомплекса в таких условиях?

В феврале-марте прошлого года, когда на рынке произошел рост стоимости стройматериалов и царила неопределенность, мы приняли решение поддержать стройотрасль. Для этого снизили административные барьеры, разрешили подрядчикам увеличивать стоимость контракта, упростили работу с генеральными планами, дали добро местным администрациям корректировать генпланы при реализации магистральных проектов — при строительстве объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, соцобъектов и промышленных предприятий. Кроме того, мы сегодня выдаем новые разрешения на строительство только при подтверждении обязательств по строительству социнфраструктуры. Этим регион стимулирует застройщиков к заключению договоров комплексного развития территории (КРТ). Фиксированные договоры КРТ позволяют разрабатывать многие градостроительные документы в параллели, сокращая время строительного цикла. А чтобы сделать механизм КРТ привлекательным для застройщиков, мы предоставляем им возможность получить послабления по плотности застройки.

Как вам удалось сдерживать рост цен на стройресурсы?

Мы отрабатывали с антимонопольными службами все случаи, когда видели неподтвержденный обстоятельствами рост стоимости. Были случаи, когда, например, вдруг выросла цена на обычную керамическую плитку, которая производится на одном из предприятий Ленобласти. Оказалось, что санкции наложили ограничения на поставку всего одной составляющей — глазури, которой покрывается это изделие. И рост стоимости изделия произошел сразу на 48% из-за изменения логистики. Когда были найдены другие логистические цепочки, стоимость керамической плитки выровнялась. Но бывали случаи и необоснованного роста цен. Так, один из карьеров региона вдруг повысил отпускную стоимость сырья. Стали разбираться — оказалось, что компания в своей работе использует земснаряды итальянского производства. Техника исправна и работает, но руководство компании решило подстраховаться — и на тот случай, что когда-нибудь она выйдет из строя и придется закупать подорожавшие запчасти, подняло цены на свою продукцию. Вопросами ценообразования и роста стоимости занимался специальный штаб. Когда наступила турбулентность, подключали к работе УФАС и правоохранительные органы. Кроме того, для стабилизации ситуации производителям было оказано более 250 различных мер поддержки. Многие вопросы приходилось решать в «ручном» режиме и даже договариваться с портами о доставке продукции. Но сегодня цены стабильны — мы научились работать в новых условиях.

Евгений БАРАНОВСКИЙ, заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству и ЖКХ

«Несмотря на непростой год, строители Ленинградской области не только завершили его с замечательными показателями и новыми рекордами, но и смотрят в будущее с оптимизмом»