По территории разойдись! Как создать условия для равномерного развития всей страны

По территории разойдись! Как создать условия для равномерного развития всей страны

По территории разойдись! Как создать условия для равномерного развития всей страны Shutterstock/FOTODOM
Пока застройщики сражаются за участки для своих объектов в крупных городах, почти 99% остальной российской земли становится все пустыннее: люди съезжаются в столицы, а малые населенные пункты, покидаемые жителями, постепенно исчезают с карты. Ответ на вопрос: «Как преодолеть «селитебную дисгармонию» в градостроительной политике и обеспечить по-настоящему комплексное развитие территорий (КРТ)?» «Стройгазета» узнала у отраслевых экспертов.

посохин.png

Так, по словам президента Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) Михаила Посохина, определенные «перекосы» в стратегическом планировании застройки страны зародились много десятилетий назад. В советские времена они были связаны преимущественно с чрезмерной унификацией, типизацией, когда одни и те же проектные решения массово реализовывались в очень разных по характеристикам регионах. Во времена «нового российского капитализма» градостроительная инициатива оказалась преимущественно в руках у бизнеса, в результате чего точки роста и промышленного, и жилищного строительства стали основываться на интересах получения прямой экономической выгоды. Последнее привело к излишнему стягиванию основной части населения в центры крупнейших агломераций (в основном, европейской части страны) и опустению многочисленных малых населенных пунктов. «За счет этих неблагоприятных демографических процессов мы фактически начинаем терять те территории, которые наши предки осваивали издавна», — предостерегает руководитель НОПРИЗ.

Анвар Шамузафаров.jpg

«Предыдущими планами нашего стратегического развития было зафиксировано всего порядка 20 базовых точек роста на всей территории России (20 агломераций), — напоминает вице-президент НОПРИЗ, а в прошлом — глава Госстроя России Анвар Шамузафаров. — Но, извините, в России сегодня существует 1 112 малых городов, а общее число муниципальных образований, если учитывать и поселки городского типа, достигает 2 386. Общее число зарегистрированных сельских населенных пунктов составляет свыше 153 тыс., а в 1959 году их было почти 294 тыс., то есть сегодня мелкие населенные пункты попросту теряют людей и исчезают, страна пустеет. В Европе распределение населения равномернее, там очень высока насыщенность населенными пунктами, где проживает всего тысяча человек и даже меньше. В России доля площади населенных пунктов (селитебных территорий) от общей площади страны составляет 1,14%, в Европе аналогичный показатель превышает 20%! В таких условиях нам просто необходимо равномерно распределить население по всей стране, продолжать заниматься развитием исключительно столичных агломераций недопустимо».

Дмитрий Тимонов.jpg

> В свою очередь, начальник управления архитектуры и градостроительства Минстроя Новосибирской области Дмитрий Тимонов подчеркивает, что в законодательно введенном два года назад механизме КРТ по-прежнему сохраняется ряд существенных изъянов, что мешает ему стать полноценным инструментом развития территорий. «Так, до сих пор остается непроработанным вариант КРТ по инициативе правообладателя, — указывает региональный чиновник. — По-прежнему сложно включать в проекты КРТ территории, заполненные старой индивидуальной застройкой (в том числе в центрах городов) — необходимые изменения в Градостроительный кодекс РФ были подготовлены еще весной, но не приняты до сих пор. Кроме того, ограничивающим фактором является то, что в соответствии с действующим законодательством эффективно использовать КРТ получается только на очень крупных участках, от 20 га, меньшими территориями оперировать трудно».

С точки зрения Дмитрия Тимонова, в целях административной оптимизации назрела необходимость «пересмотреть институт градостроительных планов» с целью их окончательного перевода в электронный вид, и не только. «Для сокращения сроков выдачи градпланов мы предлагаем заменить применяемую топографическую основу на сведения из ЕГРН, — делится он инициативой. — Также мы предлагаем снять ограничения на срок действия градпланов после получения разрешения на строительство. Рискну озвучить и более смелую идею: может быть, нам следует заменить градплан на уведомление местного органа самоуправления, который мог бы присылать выписку из ИСОГД, где будет зафиксировано, что с такой-то даты началось проектирование объекта на такой-то территории».

Владимир Пасканный.jpg

Председатель комитета НОПРИЗ по инженерным изысканиям Владимир Пасканный положительно оценил «укрупненный» подход действующего законодательства по КРТ, предусматривающий, что «минимальной единицей комплексной застройки является квартал». Вместе с тем, по его оценке, для эффективного и комплексного развития сегодня необходимо поддержать, укрепить (а где нужно — воссоздать) инженерные центры, способные аккумулировать и вести региональные фонды результатов инженерных изысканий, включая цифровые наработки. Отрасль остро нуждается в подготовке специалистов для решения изыскательских задач, связанных с обоснованием документов градпланирования.

федорченко.jpg

Координатор Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) в Сибирском федеральном округе, вице-президент Российского союза строителей (РСС) Максим Федорченко считает, что невозможно рассматривать КРТ вне контекста расселения аварийного жилья. «Сейчас самым востребованным и эффективным способом расселения граждан из аварийного и ветхого жилья является реализация проектов КРТ, — уверен он. — Этот механизм является основным трендом российского жилищного строительства на ближайшие десятилетия

150 млн «квадратов» составляет градостроительный потенциал КРТ в России