КРТ во главу угла: почему Градкодексу требуется трансформация

КРТ во главу угла: почему Градкодексу требуется трансформация

КРТ во главу угла: почему Градкодексу требуется трансформация Shutterstock/FOTODOM

Владимир РЕСИН, депутат Госдумы РФ:

ресин.jpg

Уже два с половиной года мы все больше убеждаемся, как актуально и справедливо звучит китайская мудрость «не приведи господь жить в эпоху перемен». Конечно, сегодня эта максима для каждого имеет свой особый смысл.

Для меня, активного участника трех эпох экономических преобразований в нашей стране, эта мудрость означает поиск новых путей саморазвития, поиск знаний и упорный труд, чтобы быть полезным государству и обществу. А главное, сделать максимум, чтобы следующее поколение было уверено в завтрашнем дне.

Поэтому убежден, что фондообразующая строительная отрасль в условиях сложившейся для нашей страны геополитической ситуации и происходящих преобразований миропорядка требует принципиальных изменений и трансформации законодательной базы. А именно — Градостроительного кодекса (ГрК) РФ.

В поисках новых форм

Градкодекс для строителей, архитекторов, изыскателей — главный правовой акт. В него практически ежемесячно вносятся изменения и дополнения. Это свидетельство постоянного поиска новых форм отношений субъектов градостроительной деятельности, взаимодействия с гражданами, с бизнесом, который готов инвестировать в строительные проекты. Но нужны гарантии со стороны регулятора, устойчивая экономическая политика, прозрачность и доверие в отношениях участников строительных проектов, их инвестиционная ответственность.

Можно считать, что первая принципиальная трансформация правового применения ГрК РФ произошла еще в 2014 году, когда был принят федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ» (172-ФЗ от 28 июня 2014 года). Абсолютно всем стало ясно, что необходимы документы территориального планирования, обеспечивающие системный подход к пониманию перспективы развития территорий городских, сельских поселений, межселенных территорий, к формированию программ и схем комплексного инфраструктурного развития.

Документы территориального планирования должны быть согласованы между собой, основаны на анализе существующего использования соответствующих территорий, возможных направлений перспективного развития, прогнозируемых рисков и ограничений. Требуется оценка влияния планируемых для размещения объектов федерального, регионального и местного значений на развитие соответствующих территорий.

Именно такой порядок подготовки стратегических документов территориального планирования диктует Градкодекс. Но он же устанавливает временной лаг действия документов территориального планирования — 10 и более лет. Таким образом, до 2024 года осталось еще немало времени, и складывается впечатление, что все как-то не спешат вспоминать об этих документах и их актуализировать. Все ищут новые формы представления и доказательной базы градостроительных решений для быстрого реагирования на те вызовы и задачи, которые сегодня ставят перед нами президент и правительство страны.

Для большей эффективности

Действительно, время принятия управленческих решений сжимается, темпы строительства ускоряются, а объемы по всем отраслевым направлениям растут — и это сегодня главный вызов реальной действительности. Отсюда особое внимание к строительной отрасли. И, как следствие, ускоренным порядком, начиная с 2018 года, осуществляется вторая принципиальная трансформация градостроительных отношений, вносятся существенные изменения в кодекс.

Цель, задача и предназначение этих нормативных новаций — сделать эффективным и результативным планирование и реализацию масштабных инвестиционных проектов, приоритетных строительных проектов, чтобы решить квартирный вопрос, проблемы аварийного жилья и брошенных недостроев.

Так, благодаря закону о «всероссийской реновации» (494-ФЗ) в ГрК РФ вводится расширенное понятие градостроительной деятельности, законодательно устанавливается содержание термина «комплексное развитие территории» (КРТ), уточняется определение термина «градостроительный регламент».

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.

При этом самостоятельный вид градостроительной деятельности — КРТ — трактуется как совокупность мероприятий, выполняемых в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и направленных на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий общего пользования поселений, городских округов.

Применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по КРТ, градостроительным регламентом устанавливаются расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.

Штабная работа на местах

Здесь стоит напомнить, что согласно Градкодесу для целей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека при подготовке документов территориального планирования и зонирования подлежат применению нормативы градостроительного проектирования, которые представляют собой установленную в соответствии с ГрК РФ совокупность расчетных показателей.

Нормативы градостроительного проектирования подразделяются на региональные нормативы градостроительного проектирования и местные нормативы градостроительного проектирования (для муниципального района, поселения и городского округа). Вот такая, казалось бы, иерархия и детализация по видам объектов регионального значения и объектов местного значения в порядке, установленном законами субъектов РФ.

И надо подчеркнуть, что ответственность за систематизацию нормативов градпроектирования, создание гибкой региональной системы градостроительного нормирования, в том числе для эффективного их использования и регулирования деятельности по КРТ, несут органы исполнительной власти субъектов.

Таким образом, результативность предложенного механизма комплексного развития территорий как особого вида градостроительной деятельности, предназначенного обеспечить согласованность принимаемых решений и достижение национальных целей при реализации государственных программ по всем отраслевым направлениям, зависит от координирующей роли глав регионов и их умения организовать буквально штабной режим работы на местах.

От теории к практике

Генеральная линия, на которую выводят нас последние поручения главы государства по итогам состоявшихся в августе и сентябре заседаний президиума Госсовета РФ и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, определяется конкретными задачами:

— повысить эффективность капитальных вложений,

— обеспечить сокращение объектов незавершенного строительства,

— принять меры по комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры,

— использовать механизм реализации проектов КРТ для расселения аварийного жилья, синхронизировать мероприятия по жилищному строительству с мероприятиями по строительству объектов социальной, транспортной, инженерной и иной инфраструктуры, предусмотренными национальными проектами,

— создать систему индивидуального жилищного строительства (ИЖС),

— сократить продолжительность инвестиционно-строительного цикла.

При этом сегодня нет времени решать эти задачи отдельно и по частям. Пора от теории перейти к практике: тогда будет понятно, где еще надо поправить наш Градкодекс, и можно будет ответить на справедливый вопрос: почему такой прогрессивный институт, как КРТ, оказался в главе 10, на «задворках» ГрК РФ, а не стал разделом 3.2 или разделом 4.1 в той части главного для нас правового акта, с которой должен начинаться и на которую должен опираться каждый инвестиционный строительный проект, чтобы быть успешным? 

Предлагаю профессиональному и научному сообществу, бизнесу дружно сосредоточится на развитии института КРТ и шире использовать отработанные формы государственно-частного партнерства