Заказ на единство: опыт централизованной системы управления госзаказом нуждается в распространении

Заказ на единство: опыт централизованной системы управления госзаказом нуждается в распространении

Заказ на единство: опыт централизованной системы управления госзаказом нуждается в распространении council.gov.ru
Как уже сообщала «СГ», на состоявшемся в начале ноября заседании Совета Федерации (СФ) его председатель Валентина Матвиенко по итогам обсуждения в рамках «правительственного часа» доклада вице-премьера РФ Марата Хуснуллина поставила вопрос о работе службы единого заказчика. Одним из первых подступов к решению этой задачи можно считать прошедшее 22 ноября в СФ заседание «круглого стола», на котором обсуждались лучшие практики и проблемные вопросы создания в субъектах РФ служб единых заказчиков в сфере строительства. Проводивший заседание заместитель председателя Комитета СФ РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Кузьмин предложил собравшимся обсудить вопрос об образовании региональных служб единых заказчиков по аналогии с действующим госзаказчиком — публично-правовой компанией (ППК) «Единый заказчик в сфере строительства». По словам сенатора, по итогам первого года работы организация показала хороший результат, завершив строительство 11 социальных объектов, и теперь может стать площадкой по взаимодействию с регионами и муниципалитетами в части обмена уже накопленным опытом, что поможет им создать и наладить успешную деятельность региональных служб единых заказчиков.

Первый шаг — самый трудный

Как отметил начальник подведомственного Минстрою России ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов, для стройки запрос на централизованную систему управления заказом или капитальными инвестициями был всегда в связке со спецификой строительной отрасли. Он привел немало аргументов в пользу централизации, позволяющей повысить роль заказчика, являющегося ключевой фигурой строительного комплекса, поскольку он, по сути, представляет интересы общества в сфере строительства. В числе плюсов централизации — экономия на административно-хозяйственных издержках, потому что она позволяет уйти от многократного тиражирования управления капитальным строительством в различных сферах на федеральном и региональном уровнях. Кроме того, единый заказчик обладает большой базой данных, необходимых для эффективного управления жизненным циклом объектов капитального строительства. А самое главное, появляется возможность более комплексно подходить к планированию, распределению ресурсов и управлению бюджетными средствами. Это особенно наглядно проявляется в деятельности органов строительной экспертизы. «Экономия за счет того, что на стадии экспертизы выявлены ошибки, как правило, связанные с неправильным планированием либо с некомпетентной работой инженеров, которые проектировали объект, составляет сотни миллиардов рублей. Не сказать, что это потерянные деньги, но с точки зрения бюджетного процесса это деньги, которые отстали от своей цели, потом приходится их по специальным процедурам перераспределять», — отметил Игорь Манылов.

Руководитель Главгосэкспертизы подчеркнул, что в деятельности ППК есть определенная специфика, связанная с тем, что практически весь пакет инвестиционных проектов, которые ППК получила, — это объекты, как говорится, «с судьбой», в том числе долгострои. Необходимо было вместе провести санацию всех строящихся объектов, определить меры по завершению стройки, корректировать проектно-сметную документацию. Усиление ППК, по мнению эксперта, поможет преодолеть ситуацию, когда только при подготовке выдачи разрешения на строительство становится ясно, что на ранних стадиях планирования были недостаточно проработаны альтернативные варианты, оно осуществлялось как бы от факта, а не от реального понимания основных технических решений и предстоящих расходов на стройку.

Казенный подход

С другой стороны, по мнению генерального директора «Федерального центра строительного контроля» (РосСтройКонтроль) Владимира Щербинина, необходимо создавать региональные службы единого заказчика. Сейчас в России нет ни одной такой службы, хотя уже несколько лет на разных уровнях этот вопрос поднимался многократно, и регионам были даны соответствующие рекомендации. В результате РосСтройКонтроль сталкивается с самыми разными заказчиками. Дело порой доходит до абсурда. «Например, в Адыгее у нас был случай, когда главврач больницы осуществлял функцию техзаказчика, и при этом вообще не обладал компетенцией строителя, не было вообще в структуре этой больницы ни одного строителя. Таких примеров довольно много», — рассказал Владимир Щербинин.

По его словам, в настоящее время региональные заказчики — это, как правило, казенные учреждения, которые содержатся за счет средств регионального бюджета, — со всеми вытекающими последствиями. Главное из них — кадровая проблема, потому что невозможно привлечь на не очень большие зарплаты высококвалифицированных, опытных специалистов. Чтобы поменять порядок финансирования этих учреждений, Владимир Щербинин рекомендовал им изменить форму юридического лица. Кроме того, он предложил отрегулировать нормативную базу, которая позволила бы привлекать единых поставщиков услуги технических заказчиков в регионе, поскольку сейчас регион не обладает полномочиями определить у себя единого поставщика такой услуги. Требуют внимания и проблема выделения под проектирование и строительство земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также последующая передача в эксплуатацию построенного объекта в тот муниципалитет, в котором он будет построен. Комментируя выступление руководителя РосСтройКонтроля, Дмитрий Кузьмин предложил ему объединить усилия с коллегами из ППК в работе по созданию службы Единого заказчика.

В свою очередь, принявший участие в разговоре за «круглым столом» советник президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Сергей Захарьин заявил, что проработка вопроса о создании единого заказчика на уровне регионов РФ — одна из приоритетных задач профессионального сообщества. «Формирование региональных служб единых заказчиков в сфере строительства позволит повысить эффективность капитальных вложений, поскольку централизация функций регионального заказчика приведет к сокращению сроков возведения объектов капитального строительства, в том числе за счет сроков проведения конкурентных процедур», — считает Сергей Захарьин. Он отметил, что НОСТРОЙ готов помочь в обучении специалистов всех органов исполнительной власти регионов, где ведется строительство.

Игорь МАНЫЛОВ, руководитель ФАУ «Главгосэкспертиза России»:

манылов.jpg

«На нашем счету уже более сотни проектов, с которыми мы работаем вместе с командой «Единого заказчика»