Инвестиции в будущее: обновление коммунальной инфраструктуры как один из драйверов развития регионов

Инвестиции в будущее: обновление коммунальной инфраструктуры как один из драйверов развития регионов

Инвестиции в будущее: обновление коммунальной инфраструктуры как один из драйверов развития регионов Shutterstock/FOTODOM

Светлана РАЗВОРОТНЕВА, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ:

разворотнева.jpg

На последнем заседании комиссии Госсовета РФ по направлению «Строительство, ЖКХ, горсреда», глава государства назвал долю износа коммунальных сетей — свыше 40 %. В связи с этим Владимир Путин предложил запустить комплексную программу модернизации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), суть которой — консолидировать средства, привлечь в отрасль солидные инвестиции.

Предложение президента не стало неожиданностью. Вот уже несколько лет правительство работает в этом направлении. Во-первых, подготовлена cтратегия развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года (с перспективой до 2035 года), в которой поставлены основные задачи и обозначены инструменты достижения целей. В частности, документом предусмотрен комплексный план обновления территорий, включающий в себя расселение аварийного жилищного фонда, совершенствование подходов к капитальному ремонту многоквартирных домов, создание стимулов для строительства наемного жилья, модернизацию коммунальной инфраструктуры, формирование комфортной городской среды.

Кроме комплексности, важна также долгосрочность — постепенно осуществляется переход на пятилетнее планирование. В бюджет 2022 года и последующих лет уже заложены средства на межбюджетные инфраструктурные кредиты. На сегодняшний день правительственная комиссия уже одобрила достаточно большое количество заявок. Активно принимает заявки от регионов и новый институт развития — публично-правовая компания (ППК) «Фонд развития территорий», который выдает деньги исключительно на проекты по модернизации коммунальной инфраструктуры. Получают регионы средства и из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Условия при этом самые выгодные — низкий процент, 25-летний срок возврата. Помимо этого, правительством практически сформировано «инфраструктурное меню»: кроме кредитов из бюджетных и внебюджетных источников в него входят еще инфраструктурные облигации, которые выпускает «ВЭБ РФ». В целом на решение этих задач в течение пяти лет предлагается привлечь более 4 трлн рублей.

На мой взгляд, сейчас основная проблема — способность субъектов РФ «переварить» все эти возможности. Сложности — в отсутствии кадров и софинансирования на местах. К примеру, «Фонд развития территорий» отмечает достаточно низкое качество заявок. Зачастую в регионах в свободное от основной работы время их подготовкой занимается один человек. Поэтому главной задачей ближайшего времени должна стать методическая помощь регионам в проработке перспективных предложений. Вторая задача — совершенствование инструментов привлечения внебюджетных средств. Потому что только за бюджетные деньги невозможно восстановить коммунальную инфраструктуру, построенную еще в советские времена и ненадлежащим образом содержавшуюся несколько десятилетий. Однако привлечение в проекты частных инвестиций упирается в отсутствие дешевых денег, неготовность банков кредитовать проекты, иногда — в непрозрачность сферы, в чрезмерно низкие тарифы на отдельные виды коммунальных ресурсов (в первую очередь речь идет о воде), при которых невозможно обеспечить возврат. Серьезным источником частных инвестиций в нынешних условиях могли бы стать средства населения. Во всем мире вложения в инфраструктуру — это долгосрочные и надежные вложения. Однако пока граждане не видят для себя причин вкладываться в эту сферу. Нужно дать им такую возможность, развивать инструменты инфраструктурных облигаций. Вообще главной задачей правительства и Госдумы в ближайшие годы, по моему мнению, должны стать повышение прозрачности отрасли, совершенствование механизмов привлечения частных инвестиций, в том числе — доработка правил заключения концессионных соглашений и других форм государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере ЖКХ, упрощение процедуры входа в эту отрасль для частного бизнеса и повышение гарантий таких инвестиций. Задачи исполнительной власти, безусловно, — отработка механизмов четкой реализации проектов на всех этапах, борьба с фейковыми концессиями, долгостроями, брошенными объектами… И еще я очень надеюсь, что вслед за модернизацией коммунальной инфраструктуры последует и обновление жилищной инфраструктуры. Наш жилой фонд находится в плохом состоянии, потребляет чрезмерно много коммунальных ресурсов, что сказывается и на качестве жизни граждан, и на их платежах. В стране необходимо запускать масштабную программу повышения энергоэффективности жилфонда. И драйвером здесь, безусловно, должен выступить ППК «Фонд развития территорий», являющийся, напомню, правопреемником Фонда содействия реформированию ЖКХ, который начинал эти программы несколько лет назад.

Конечно, реализация этих планов потребует немалых средств. По оценкам председателя профильной комиссии Госсовета, главы Республики Татарстан Рустама Минниханова, ежегодно в стране ветшает 3% сетей, а фактически обновляется не более 2%. Потребность финансирования по устранению недоремонта и приведению в нормативное состояние ЖКХ составляет в целом по стране не менее 4,5 трлн рублей. Глава Татарстана предложил сделать программу не пятилетней, а десятилетней. На первые годы выделить не менее 150 млрд рублей, в последующие годы не менее 300 млрд рублей в год. Такие запросы сегодня вызывают определенное противодействие финансового блока правительства. Однако, как неоднократно подчеркивалось, затраты на ЖКХ — это средства, которые впоследствии вернутся налоговыми поступлениями. Программа может стать новым драйвером развития российской экономики. О необходимости ее реализации давно говорили и регионы, и муниципалитеты. Поэтому очень надеюсь, что необходимые средства найдутся.