Мотивируя население: депутаты считают, что долги за ЖКУ — не повод отменять льготы

Мотивируя население: депутаты считают, что долги за ЖКУ — не повод отменять льготы

Мотивируя население: депутаты считают, что долги за ЖКУ — не повод отменять льготы Shutterstock/FOTODOM

Действующим законодательством предусмотрены меры поддержки отдельных категорий граждан в виде предоставления субсидий и компенсаций для оплаты жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Однако четыре года назад был принят закон, отменяющий государственные льготы для должников по «коммуналке». По мнению депутатов Госдумы РФ, такое решение нельзя назвать справедливым по отношению к гражданам и правильным для поставщиков ЖКУ.

Отказать нельзя

Сегодня право на получение субсидии имеют россияне, являющиеся пользователями жилых помещений в государственном жилищном фонде, собственниками жилых помещений или их нанимателями по договору найма, членами жилищных или жилищно-строительных кооперативов. Компенсация по оплате ЖКУ предоставляется гражданам при наличии у них соответствующего льготного статуса — пенсионерам, ветеранам, инвалидам, малоимущим и др.

После принятия федерального закона №442-ФЗ от 28 ноября 2018 года льготная категория граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки, была лишена права на ее получение в императивном порядке — если у человека имеется задолженность по «коммуналке», он не имеет права получить льготу. Из многих обращений граждан в адрес депутатов следует, что даже задолженность в размере 800 или 1000 рублей становится причиной потери господдержки.

Важно отметить, что основание для получения льготы и причина ее лишения в данном случае абсолютно несопоставимы. Ветеран не лишился статуса ветерана, а малоимущий гражданин не стал зарабатывать больше. Наоборот, если гражданин оказался в сложной жизненной ситуации и не имеет иного дохода помимо предоставленных ранее льгот, частичное или полное лишение таких льгот только усугубляет его финансовое положение.

Верховный суд РФ придерживается такой же позиции: в своем разъяснении судьи подчеркивают, что право определенных категорий граждан на получение мер соцпомощи в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено федеральными законами, и само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и ЖКУ не может служить безусловным основанием для отказа в их предоставлении.

В результате при лишении гражданина права на получение льготы уже выделенные средства остаются в соответствующем бюджете, у гражданина продолжает накапливаться задолженность, а у поставщика ЖКУ — формироваться убыток.

Так, по данным Росстата, по итогам 2021 года долги населения перед коммунальными и ресурсоснабжающими организациями выросли с 741 до 767 млрд рублей. При этом сумма начисленных субсидий гражданам на оплату жилого помещения и ЖКУ в 2020 году составила 75,3 млрд рублей (3,23 млн семей), в 2021-м — 73,7 млрд (3,62 млн). Объем средств, предусмотренных на «коммунальные компенсации», в 2020 году составил 305 млрд рублей (33,5 млн человек), в 2021 году — 308 млрд (32,9 млн).

Социально значимый

В целях формирования сбалансированного правового механизма, учитывающего интересы граждан, «ресурсников» и управляющих компаний (УК), депутаты Госдумы предлагают, в первую очередь, обязать поставщиков коммунальных услуг и УК заключать с гражданами, имеющими задолженность, соглашение о погашении «просрочки» (сейчас досудебный порядок — это право организации). Только в случае отказа гражданина от заключения такого соглашения в течение шести месяцев организация, перед которой сформировалась задолженность, вправе обратиться в суд.

В случае, если гражданин заключил соглашение, но нарушает его условия, право на получение льготы не должно теряться: можно изменить форму ее предоставления, когда денежные средства из бюджетной системы РФ напрямую перечисляются организации, перед которой сформировалась задолженность.

Для упрощения взаимодействия между поставщиками ЖКУ и гражданами предлагается отражать информацию о наличии или отсутствии задолженности, а также об исполнении соглашений о погашении задолженности в Государственной информационной системе (ГИС) ЖКХ. Авторы такой законодательной инициативы уверены, что предлагаемый механизм является социально ориентированным. Заключение соглашения о добровольной оплате задолженности по инициативе коммунальных предприятий будет способствовать положительной мотивации населения надлежащим образом исполнять обязательства по договору управления, а также позволит учитывать материальное положение собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах (МКД) при установлении порядка и сроков погашения задолженности.

Как стало известно «Стройгазете», соответствующий законопроект уже подготовлен депутатами, направлен на отзыв в правительство РФ и в скором времени будет внесен на рассмотрение в Госдуму.

Олег МАЛАХОВ, советник президента Ассоциации «Новое качество»:

Олег Малахов, советник президента Ассоциации «Новое качество».jpeg

«Действующие процедуры ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, отличающиеся сложностью применения и высокими административными рисками для организаций ЖКХ, не способствуют мотивации потребителей надлежащим образом исполнять обязанности по своевременному и полному внесению платы за ЖКУ. Регулирование вопросов получения социально незащищенными слоями населения субсидий вне зависимости от факта наличия задолженности приобретает особую значимость в текущих условиях. Предлагаемый подход законодателя позволяет защитить финансовые интересы собственников и нанимателей помещений в МКД, а также управляющих и ресурсоснабжающих организаций»