Это все мое, родное… Возвращение моды на русский стиль в дизайне и проектировании

Это все мое, родное… Возвращение моды на русский стиль в дизайне и проектировании

Это все мое, родное… Возвращение моды на русский стиль в дизайне и проектировании АГН «Москва»
В последние годы в российском обществе значительно повысился интерес к русскому стилю — в дизайне одежды, меню ресторанов, архитектурных решениях. Отчасти это объясняется состоянием самого общества, хотя эксперты говорят о цикличности моды на стиль a la russe. Архитекторы, девелоперы и психологи рассказали «Стройгазете» о перспективах и особенностях набирающего популярность тренда.

Доктрине быть

Показательно, что уже несколько лет в современной отечественной архитектуре ширится использование русских орнаментов и характерных узоров; некоторые архитекторы активно внедряют эти элементы в свои проекты, стремясь подчеркнуть культурное наследие и создать уникальную стилистику.

При этом постоянно ведутся дискуссии о выработке нового, локального стиля в строительстве и архитектуре. Как рассказал член президиума Союза архитекторов России Алексей Комов, в профессиональной среде началась разработка новой архитектурной доктрины: «Она будет строиться на двух китах: на глубине традиций и на современных технологиях. Предполагается, что пилотные проекты будут реализовываться также на территории новых регионов РФ. Время ставит перед отечественными зодчими важнейший вопрос ответственности за будущее русской архитектуры, без которой не может быть самой России».

Однако стремление к «русскости» объясняется не только эстетическими и вкусовыми предпочтениями архитекторов. Так, клинический психолог Юлия Харитонова отметила, что российское общество повернулось в сторону осознания своей самоидентичности и позитивного взгляда на свои достоинства: «Долгое время мы смотрели на других, искали одобрения и создавали ложное «я» в ущерб собственному восприятию. Сейчас происходит поворот в сторону истины, мы опираемся на самостоятельные суждения. Перестав нуждаться во внешнем одобрении, мы обрели самодостаточность, уважение к себе, высокую самооценку».

При этом, по словам эксперта, мода на русское не сводится к тому, чтобы разукрасить все матрешками и повесить балалайки на стены или же возвести псевдорусские хоромины. «Наше исконно русское «я» и наша сила со времен Петра I и Екатерины II в том, чтобы брать лучшее у Запада и перемалывать, интегрировать в себя», — уточнила психолог.

Волна за волной

Известный архитектор, дизайнер и основатель бюро PANACOM Арсений Леонович подчеркнул, что мода на русский стиль проявлялась и раньше — она набирает популярность волнами, начиная с XIX века. «На нашей памяти последний всплеск был в 1990-е годы, но тогда не было осознания ценности традиций внутри самого общества. Хотя заказы на дизайн и архитектуру с внешними проявлениями были», — напомнил он. Сейчас же совпали возможности людей, воссоздающих традиционные промыслы, запросы заказчиков и неподдельный интерес в обществе. «Именно синергия этих явлений, обусловленная в том числе и базой, заложенной в 90-е, сегодня дает такой мощный эффект», — считает Арсений Леонович.

Стоит отметить, что интерес к реализации таких проектов проявляют и девелоперы. В частности, в московском комплексе «Долгоруковская, 25» была отреставрирована старинная усадьба А. А. Петрово-Соловово — М. А. Шиллера, единственное деревянное здание на этой улице, сохранившееся после пожара 1812 года. Как рассказала генеральный директор ГК «БЭЛ Девелопмент» Елена Комиссарова, на старте проекта внешнее и внутреннее декоративное убранство было утеряно почти на 70%, а несущие конструкции изношены на 80%. Работы по реконструкции здания велись более четырех лет, в итоге же сегодня усадьба входит во многие экскурсионные маршруты столицы.

«Два корпуса напоминают драгоценные ларцы из сказок Бажова. Эту архитектурную особенность зданиям придают скошенные стены последних этажей. Фасады также выполнены в гамме русского стиля: теплые оттенки бежевого, коричневого и серого. Причем в проекте использованы натуральные материалы, создающие образ русского дома, — хлебосольного и щедрого — добротный кирпич, натуральное дерево, ковка, латунь», — отметила девелопер.

Более того, по ее мнению, в русском стиле может быть реализован проект любого формата. «Традиционные русские мотивы распространились на все сферы бизнеса — в регионах, например, стали популярны отели в стиле русской избы, а природные элементы проникают и в коммерческую недвижимость, перекрывая их функциональность и растворяя здания в окружающей среде», — уточнила Елена Комиссарова.

Уместно и интересно

Еще одним важным продолжением «русскости» становится мода на национальный дизайн в одежде, кухне ресторанов и кафе, живописи и даже дизайне мебели. Недавно о планах создать оригинальную серию предметов интерьера и мебели с национальными мотивами заявили сразу несколько производителей. «Сегодня важно сохранить и приумножить стремление к качеству и точности, оформив их в крафтовую бумагу с яркими и крутыми узорами птицы Сирин. Приходит понимание, что исконное — не значит лапотное. Огромные сферы народных промыслов на этой волне интереса можно модернизировать и «вплести» в современные реалии», — считает Арсений Леонович, который также убежден, что в ближайшее время распространится мода и на русские названия новых жилых комплексов и градостроительных проектов.

В то же время, генеральный директор архитектурного бюро «Крупный план» Сергей Никешкин считает, что современная архитектура и эстетика универсальны по стилю и техническим решениям и не привязаны к местной идентичности. «Русский стиль с его богатым украшательством декоративными элементами — резными деталями, лепкой, росписью, использованием луковичных главок и куполов — скорее подойдет для тематических парков и музеев», — отметил архитектор. В подтверждение своих мыслей он добавил: «Наиболее ярким примером экспериментирования с русской идентичностью в архитектуре можно назвать Дом гостеприимства от бюро Megabudka в тематическом парке Кудыкина гора в Липецкой области. Этот проект стал квинтэссенцией идей, экспериментов и поиска архитекторами современного национального стиля в архитектуре».

Вместе с тем он призывает подходить к использованию традиционных русских элементов декора аккуратно и взвешенно: такие решения всегда должны быть обусловлены местом и концепцией проекта, чтобы сохранить гармонию с окружающей архитектурой, и только в таком случае это может выглядеть уместно, интересно и не скатываться в китч. Например, в одном из проектов на Ильинке архитектурное бюро Kleinewelt Architekten украсило входные группы барельефами с грифонами, львами, волками и птицами, образы которых были «позаимствованы» у Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, построенного еще до татаро-монгольского нашествия. Подобные решения могут подчеркнуть местную идентичность и создать уникальные и запоминающиеся архитектурные объекты.

Многообразие стилей

В свою очередь, глава архитектурного бюро MAD Architects Мария Николаева предлагает посмотреть на использование внутренних интеллектуальных и креативных ресурсов шире. Отдавая дань русской культуре, которая проявляется в проектировании и использовании традиционных строительных и отделочных материалов, форм и отсылок, она обращает внимание на многообразие национальных традиций в России. «Архитекторы стремятся черпать вдохновение в местных традициях, культуре, эстетике и материальной базе, чтобы трансформировать их в новые проекты. Между тем локальная идентичность в архитектуре отражает характерные культурные, исторические и географические особенности различных регионов, акцент делается на особенностях прошлого, культурном коде, декоративном искусстве, на местных мотивах и даже флоре. В проектировании уделяется внимание использованию автохтонных строительных техник и материалов, таких как камень и дерево», — пояснила архитектор.

В этом контексте охват временных и географических промежутков, из которых можно черпать идеи и их физическое воплощение, в России практически неограничен. История архитектуры предлагает множество периодов и стилей — от деревянного зодчества и средневековых крепостей до ампира, классицизма и русского конструктивизма. География, природа, знаковые персоны, родившиеся в разных уголках страны, также могут стать источниками вдохновения. Можно обратиться фактически к любой точке на карте — от Владивостока до Калининграда — и найти в каждом регионе уникальные архитектурные и культурные особенности. В итоге грамотное использование внутренних ресурсов и учет локальной идентичности в архитектуре будут безусловно способствовать созданию уникальной атмосферы в каждом регионе.

Кстати:

Напомним, узнаваемой чертой русского стиля в архитектуре служит богатая орнаментика и декоративность. Здания украшаются разнообразными узорами, резьбой по дереву, росписью, а также мозаикой. Другими уникальными и узнаваемыми маркерами русской архитектуры можно назвать купола и луковичные главы. При этом постройки, как правило, отличаются простотой форм, теплыми цветами и уникальными деревянными элементами. Еще одним, не менее важным компонентом является строительный материал: исторически так сложилось, что многие русские поселения были построены из дерева, остающегося важной частью русской культурной и архитектурной традиции.