«Мон Шеринг»: Экономика совместного потребления добралась до российской загородной недвижимости

«Мон Шеринг»: Экономика совместного потребления добралась до российской загородной недвижимости

«Мон Шеринг»: Экономика совместного потребления добралась до российской загородной недвижимости Wish Home

Давид ТАЩЯН, сооснователь инвестиционной компании Invellect:

Давид Тащян.jpg

Шеринговая экономика (или экономика совместного потребления) — один из наиболее динамично развивающихся секторов. В последнее время она если еще и не вытесняет традиционные товарно-денежные отношения, то как минимум заставляет с собой считаться. Еще до пандемии в PricewaterhouseCoopers прогнозировали рост мирового объема экономики совместного потребления с 15 млрд долларов в 2015 году до 335 млрд через десять лет. И даже при том, что от последствий фактически двухлетнего всемирного карантина часть шеринговых сервисов пострадала, другая часть, напротив, получила хорошие возможности для развития.

Так, самым очевидным образом увеличились подключения к стриминговым ресурсам; в Китае был зафиксирован рост спроса на прокат велосипедов, а в России активизировались платформы по доставке продуктов и резко возрос интерес к аренде загородной недвижимости — самоизоляция на природе все-таки привлекательнее городского «заточения». Именно за счет арендного бизнеса девелоперы рассчитывают уже в самом недалеком будущем изменить экономику загородных проектов. Владельцы же подобной недвижимости, выйдя на шеринговую модель, превратят дом на природе из убыточного актива в доходный.

Дать толчок развитию этого бизнеса в нашей стране может, например, модель Home as a Service, предложенная российской компанией Wish Home. Это особая форма инвестиций в «загородку», когда клиент приобретает в собственность дом и земельный участок и передает их в доверительное управление профильной управляющей компании (УК). Та решает все вопросы, связанные с экспертизой и обслуживанием, управлением клиентским сервисом и доходностью, а также берет на себя затраты по эксплуатации и коммунальным платежам. Собственник, в свою очередь, может жить здесь сам, а может сдать недвижимость в аренду либо лето проводить в доме, а в течение остального года пускать туда туристов, обеспечивать комфорт которым (вплоть до развлечений) тоже будет УК. При этом 60% всех арендных поступлений она будет направлять владельцу недвижимости. Таким образом, загородный дом становится одновременно и собственной резиденцией с отельным сервисом, и гостиничным номером, доходность от которого, по оценкам аналитиков из Commonwealth (бывшая Cushman & Wakefield), может превысить 20%.

Такая схема инвестирования часто встречается в Швейцарии, Великобритании, Турции, Таиланде. В России данная программа только начинает набирать обороты, что позволяет говорить о ней как об инновационном продукте. А с учетом расчетной окупаемости для собственника (в течение 5-7 лет) ее можно рассматривать как перспективную и конкурентоспособную инвестиционную модель на рынке загородной недвижимости. Первый в нашей стране коттеджный апарт-отель, работающий по модели Home as a Service, откроется в сентябре в подмосковном городе Яхрома, неподалеку от горнолыжного курорта, рядом с усадьбой Ольгово, вертолетным и спортивным парками, гольф-клубом. Каждый коттедж полностью готов к эксплуатации, оформлен в современном стиле (от мебели до сантехники), подключен к коммуникациям. На территории комплекса есть все, что необходимо для качественного отдыха: банный спа-комплекс, беседки для барбекю и даже японские купели.

«Загородный дом может быть одновременно и собственной резиденцией с отельным сервисом, и гостиничным номером, сдача которого в аренду будет приносить 20% годовых»