Сделать шаг назад: застройщики объявили 2023-й «годом работы над собой»

Сделать шаг назад: застройщики объявили 2023-й «годом работы над собой»

Сделать шаг назад: застройщики объявили 2023-й «годом работы над собой» REPA
Следующий год потребует серьезного пересмотра продукта. К такому выводу пришли в среду участники итоговой конференции Ассоциации профессионалов рынка недвижимости (Real Estate Professionals’ Association, REPA). При этом к серьезному снижению цен рынок пока не готов.

По мнению старшего аналитика-консультанта Nikoliers Анны Мурмуридис, рынок новостроек Москвы может продемонстрировать некоторую коррекцию цен вниз, что будет зависеть от «ипотечной повестки» — от того, будут ли (и в каком виде) сохранены государственная поддержка льготного кредитования и субсидирование ставок застройщиками. По словам аналитика, прямого понижения цен на рынке пока нет, но скидки в 20-30% уже есть. Такая картина наблюдается на фоне того, что за последние два-три года рост цен составил суммарно около 40%. Анна Мурмуридис уверена, что полного отката не будет, но «ощущение, что цены должны сделать шаг назад, есть». А вот госрегулирование цен, по ее мнению, возможно только при существенном пополнении объема новостроек. «Однако застройщики не заинтересованы пока предлагать рынку все свои проектные решения», — предупредила эксперт.

В целом, по данным Nikoliers, сейчас в Москве в стройке на разных стадиях находится 13,6 млн квадратных метров жилья, ввод по итогам года составит 5,1 млн новых «квадратов», при этом объем уже совершенных за 11 месяцев сделок на первичном рынке приблизился к 2,8 млн кв. м.

В свою очередь, коммерческий директор ГК «Инград» Михаил Бузулуцкий вообще не допускает возможности обвала цен на недвижимость. Легкая коррекция, по его словам, не в счет. «Финансовые модели всех строящихся проектов связаны с проектным финансированием, — пояснил он. — Банкикредиторы не позволят ценовой демпинг. Поэтому мы будем очень медленно восстанавливаться. На рынке останутся те, кто проявит выдержку».

Такая ситуация требует детальной корректировки продукта, считает большинство девелоперов — участников конференции. «Всем компаниям предстоит «работать над собой», прислушиваясь к запросам покупателей и улучшая качество проектов, — считает директор по продукту «Сити-XXI век» Мария Могилевцева-Головина. — Это касается и концепции, и маркетинговых решений по стимулированию продаж».

Происходить это, по мнению Анны Мурмуридис, будет не только в жилой, но и в коммерческой недвижимости. «Будущее за многофункциональностью, — отметила она. — Офисные здания перейдут в формат МФК, где будут сочетаться офисные помещения и апартаменты, при этом размеры площадей под продажу уменьшатся, зато увеличатся общественные пространства, позволяющие формировать концепцию life-work balance».