Вынужденный протекционизм: как избежать спада продаж российской спецтехники

Вынужденный протекционизм: как избежать спада продаж российской спецтехники

Вынужденный протекционизм: как избежать спада продаж российской спецтехники Shutterstock/FOTODOM
По данным Ассоциации «Росспецмаш», за 6 месяцев 2022 года российские производители строительно-дорожной техники (СДТ) выпустили продукции на общую сумму 33,1 млрд рублей, что на 35% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Из них 30,6 млрд составили отгрузки на внутренний рынок (+28% за рассматриваемый период). На общий рост производства техники и ее продаж наиболее существенно повлияли поставки по предоплаченным контрактам конца 2021 года и января 2022 года. В лидерах по полугодовой динамике реализации — фронтальные погрузчики (+34%), экскаваторы (+31%), мини-погрузчики (+15%), краны-манипуляторы (+6%), бульдозеры (+6%) и автогрейдеры (+4%).

Однако, как свидетельствуют данные по ряду ведущих отечественных производителей, с марта текущего года количество заказов на их продукцию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года начало сокращаться, что уже заметно сказывается на темпах продаж. Например, по итогам первого полугодия нынешнего года отгрузки экскаваторов-погрузчиков снизились на 47%, кранов-трубоукладчиков — на 34%, катков — на 34%. Нельзя не отметить, что значительная часть потребителей сейчас не в состоянии обновлять парк техники из-за высоких ставок по кредитам и лизингу.

В поисках вариантов

Для российских производителей СДТ одной из главных сложностей сегодня является поиск новых поставщиков комплектующих и перестроение логистических цепочек в текущих санкционных реалиях. При этом «иностранцы» с такими проблемами по понятным причинам не сталкиваются. В силу этого есть риск, что уже в ближайшем будущем они смогут не только заместить своих западных коллег, ушедших с нашего рынка, но и существенно потеснить позиции отечественных заводов.

В этих условиях необходима поддержка государства в части стимулирования платежеспособного спроса, выравнивания условий конкуренции с зарубежными производителями СДТ. Российские машиностроители надеются на новые программы субсидирования производства и локализации ключевых компонентов. Необходимы, по их мнению, инвестиции в собственное производство запчастей, чтобы исключить зависимость от иностранных поставщиков. Российские производители СДТ готовы активнее финансировать такие проекты, но при условии, что власти в долгосрочной перспективе не допустят увеличения доли импорта на внутреннем рынке.

Более подробно об этом эксперты и игроки рынка собираются поговорить в рамках стартующего 3 августа в Челябинске Всероссийского форума производителей строительно-дорожной и специализированной техники «СтройДорЭкспо 2022».

Здесь на одной площадке под эгидой Минпромторга РФ и «Росспецмаша» соберутся ведущие российские производители СДТ, а также крупнейшие потребители такой продукции, представители профильных федеральных и региональных органов власти. Помимо деловой программы, участники мероприятия смогут увидеть последние разработки в сфере СДТ, причем не только на выставочной экспозиции, в статике, но и в работе на импровизированном испытательном полигоне. Часть из этих новинок «Стройгазете» удалось «протестировать» заранее, а также узнать ряд отраслевых инсайдов накануне форума.

«Навести мосты»

Пресс-служба Ассоциации "Росспецмаш" 

Компания «СпецДорМаш» представила новую модификацию автогрейдера СДМ25.6К11Б. Масса машины — 25 т, двигатель — 300 л. с., ширина грейдерного отвала — 4500 мм. Техника оснащена комбинированным бульдозерным оборудованием и карьерными шинами. Автогрейдер данной модификации благодаря улучшенным техническим характеристикам позволяет выполнять работы в более сложных условиях с увеличением производительности и эффективности использования грейдера. Кроме того, «СпецДорМаш» реализует программу модернизации автогрейдера СДМ-25 на 2022-2023 годы. Конструкторским отделом ООО «СпецДорМаш» была разработана электронная система управления рабочим оборудованием модели. Органом управления теперь является джойстик, а не рычаги, как это было ранее. Серийное производство данной модификации автогрейдера планируется на конец III квартала 2022 года.

Пресс-служба Ассоциации "Росспецмаш"

В свою очередь, Невьянский машиностроительный завод изготовил вилочный автопогрузчик GEKA D50 грузоподъемностью 5 тонн с шинным манипулятором (колесосъемником-манипулятором), отличительной особенностью которого стала установка колесосъемника-манипулятора. Это навесное оборудование предназначено для установки/снятия и транспортировки в пределах специально отведенной зоны, на территории ремонтной базы, колес и шин большегрузных автомобилей. Автопогрузчик выполняет такие операции, как зажим колеса, транспортирование, поворот колеса из вертикального в горизонтальное положение и наоборот, совмещение оси отверстия колеса с осью ступицы автомобиля, установка колеса на ступицу автомобиля, разжим колеса. При этом шинный манипулятор обладает следующими характеристиками: максимальное и минимальное раскрытие — 2400 и 700 мм соответственно; боковое смещение — 130 мм; наклон манипулятора — 20 градусов; вращение колеса — 96 градусов.

Пресс-служба Ассоциации "Росспецмаш"

Как стало известно «СГ», Чебоксарский завод силовых агрегатов (ЧЗСА) совместно с Фондом развития промышленности (ФРП) РФ намерен расширять производство российских вилочных погрузчиков. В частности, экспертный совет ФРП уже одобрил выделение льготного займа ЧЗСА на организацию производства вилочных погрузчиков под брендом «СИЛАНТ», а также ведущих и управляемых мостов к ним. Общий бюджет проекта составляет 751,8 млн рублей, из которых 375,1 млн рублей будет предоставлено ФРП. Поддержка ФРП поможет привлечь в Чувашскую Республику дополнительные инвестиции и осуществить проект, значимый не только для региона, но и всей страны. Реализация запланированных задач позволит закрыть острый дефицит в надежной складской технике и обеспечить технологическую безопасность в ключевых отраслях применения вилочных погрузчиков. Запуск серийного производства в Чебоксарах нацелен на импортозамещение и, как следствие, на существенное снижение доли импортных производителей на российском рынке. Предполагается, что вилочные погрузчики грузоподъемностью от 1,5 до 5 тонн будут работать практически полностью на отечественных комплектующих, локализация составит 90%. Отсутствие сложной электроники, надежные механизмы и встроенные системы контроля минимизируют человеческий фактор при эксплуатации. На погрузчике будет установлен белорусский двигатель. Планируемые к выпуску мосты могут применяться как для вилочных, так для фронтальных погрузчиков и коммунальных машин. Мощность нового производства в Чебоксарах составит до 840 машин и до 1350 мостов в год. В ходе реализации проекта будет создано 360 новых рабочих мест, из них 154 высокопроизводительных.

Алла ЕЛИЗАРОВА, директор Ассоциации «Росспецмаш»:

Алла ЕЛИЗАРОВА.jpg

«Перед нашими производителями не только стоят вызовы, но и открываются большие перспективы в связи с активизацией импортозамещения. Имея в виду имеющиеся мощности и возможности, отечественные машиностроители в большинстве своем придерживаются мнения, что могут существенно нарастить производство, выпускать новые модели машин и оборудования. Учитывая, что в последние годы эта позиция находила понимание российских властей, можно надеяться, что конструктивное взаимодействие между производителями, потребителями, органами власти будет продолжено»

Справочно:

«Росспецмаш» (Российская ассоциация производителей специализированной техники и оборудования) — некоммерческая организация, объединяющая на сегодняшний день несколько сотен крупнейших компаний с совокупной долей в 80% от всего объема производимой в стране СДТ.



Теги: