«Задачи понятные»: как, по мнению Сергея Пахомова, добиться позитивной динамики в модернизации «коммуналки»

«Задачи понятные»: как, по мнению Сергея Пахомова, добиться позитивной динамики в модернизации «коммуналки»

«Задачи понятные»: как, по мнению Сергея Пахомова, добиться позитивной динамики в модернизации «коммуналки» Shutterstock/FOTODOM
В №49 от 23 декабря 2022 года «Стройгазета» уже обсудила с председателем Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ Сергеем ПАХОМОВЫМ все прошлогодние законодательные инициативы и решения парламентариев, направленные на ускорение реализации в России строительных проектов. В продолжение беседы депутат рассказал о проблемных местах в коммунальной сфере и предложил свои варианты их преодоления.

пахомов.jpg

Сергей Александрович, среди вопросов, в наибольшей степени беспокоящих население и относящихся к состоянию жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), на первых местах устойчиво находятся темы, связанные с начислением платы за коммунальные услуги, низким качеством этих услуг и неудовлетворительным управлением многоквартирными домами (МКД) в целом. С этим что-то можно сделать?

Отвечу на последний — самый важный — пункт, влияющий на все остальное. Низкий уровень управления МКД — результат максимально либерального законодательства, действовавшего в стране в последние 15 лет. Идеальной картинки, когда собственники жилья заказывают услуги у управляющих компаний (УК), следят за их исполнением, исправно платят, а при этом на рынке работают только добросовестные игроки, к сожалению, не получилось.

Не так эффективно, как нам бы хотелось, работают и штрафные санкции по отношению к УК, поскольку это не только бьет по карману жителей, но и еще больше ухудшает качество услуг. Даже лицензирование «управляшек», будем справедливы, кардинально ситуацию не изменило, вопросов очень много. Поэтому государству приходится «поджимать» своими решениями и УК, и собственников.

Так, сегодня, к примеру, мы активно работаем над нормативной базой для создания института так называемых гарантирующих управляющих организаций — образцовых УК, в которых будет полная укомплектованность кадрами, техникой и другими ресурсами. Особо хочу подчеркнуть, что это будут компании не со 100-процентным участием государства или муниципалитетов.

Чтобы решить проблему, мы ужесточили правила проведения общих собраний собственников, в результате чего для смены УК теперь требуется 50 процентов + 1 голос собственников. При этом учредители дисквалифицированных УК не смогут создавать новых. Раньше с этим возникали проблемы: ответственность несли лишь директора организаций. Мера стала значительно жестче.

В дальнейшем мы будем делать особый упор на цифровизацию отрасли и работу УК в информационных системах. Чем проще собственнику заказать услугу, получить информацию о доме, оставить и отследить аварийную заявку, тем лучше. Практики успешных, по мнению жителей, компаний мы будем поддерживать нашими законодательными решениями.

Кроме того, в разработке есть идеи, которые включают компании, обслуживающие дома, в процессы энергоэффективности. И не просто включают, а делают максимально заинтересованными.

Недавно были изменены правила оплаты общедомового имущества в МКД. Как идет реализация этих нововведений?

Мы провели в Комитете Госдумы РФ по строительству и ЖКХ большую аналитическую работу, попросили регионы помочь нам собрать информацию по изменению оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды по разработанным правительством правилам. Результаты этого анализа оказались не такими однозначными, где-то смоделированный рост платы оказался существенным для карманов жителей. Мы предлагаем правительству повременить с вводом этих правил и доработать их с учетом наших предложений по итогам мониторинга.

Сама суть новых правил верная — собственники должны платить только за потребленный ресурс. Но ряд нюансов в части тарификации и нормативов потребления нужно привести в порядок. Без учета реальной ситуации эта инициатива не заработает так, как было задумано в самом начале.

В России ежегодно капитально ремонтируются десятки тысяч МКД. Но данные Счетной палаты РФ свидетельствуют, что доля многоквартирного жилого фонда, находящегося в неудовлетворительном состоянии, не снижается. При этом бюджет многих региональных фондов капремонта не сбалансирован. Какие решения помогут переломить ситуацию?

К сожалению, вынужден зафиксировать, что программа капремонта своих заявленных целей пока не достигает. Мы считаем, необходимо ввести прямой контроль государства за финансовым состоянием региональных фондов, что позволит избежать неприятных сюрпризов с возможностью фондов выполнять взятые на себя и оплаченные жителями обязательства.

Кроме того, в Госдуму внесен закон о техническом обследовании домов. Наша законодательная инициатива предполагает разделить во времени проведение оценки состояния дома и принятие решения о проведении конкретных работ.

Сейчас мы очень часто наблюдаем, что вместо первоочередного ремонта крыш в программе может стоять обновление фасада или замена внутренних коммуникаций. Но мы же прекрасно понимаем, что первый дождь в прямом смысле смоет весь труд рабочих и заодно все деньги, которые жители исправно платили в фонды капитального ремонта.

Мы дорабатываем механизмы, но в целом контуры понятны. Домам нужны технические обследования. Это не такая дорогая сама по себе процедура, которая впоследствии позволит сэкономить гораздо больше и, наконец, изменить процент домов, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии. Коллеги из Счетной палаты неоднократно напоминали и нам, и правительству о необходимости решить этот вопрос. Уверен, что закон о техобследовании концептуально изменит ситуацию.

В ближайшие годы запланировано инвестировать существенные ресурсы в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Но выделенного финансирования все равно не хватит, чтобы кардинально улучшить положение в малых городах и поселках. Учитывая, что бизнес в эту сферу идет неохотно, а местные коммунальные и энергетические компании не имеют необходимых инвестиционных ресурсов…

Не совсем так. Непосредственно перечни работ в рамках программы модернизации регионы определяют самостоятельно. Если вкратце, то сегодня в небольших городах концессии не так экономически интересны для крупного бизнеса, а у среднего нет доступа к длинным недорогим деньгам. Поэтому появилась идея поддержать регионы средствами для замены участков системы ЖКХ с максимальными убытками (то есть это совсем дырявые трубы), и в то же время соединить этот процесс с заключением концессионных соглашений для модернизации всего остального. Считаем такой подход оптимальным.

Нам надо найти решение и увязать инвестиционную составляющую тарифа с ответственностью за вложения этих средств по прямому назначению. Пока инвестиционные программы выполняются слабо, хотя средства в тарифах закладываются.

Сейчас в стране заключено и действует 2,4 тыс. концессионных соглашений с общим объемом предусмотренных инвестиций на сумму около 713,6 млрд рублей. Чтобы повысить привлекательность концессии, в Налоговый кодекс уже были внесены изменения, дающие возможность применения упрощенной системы налогообложения при реализации концессий в муниципалитетах с населением менее 100 тыс. человек.

Задачи для нас понятные. С учетом программы модернизации, уверен, будет позитивная динамика.

Недавно одна из наиболее развитых сетей общественных организаций в коммунальной сфере, а именно «ЖКХ Контроль», сократила масштабы работы из-за нехватки средств. Не следует ли государству финансово поддерживать такие структуры?

Давайте не будем обманывать друг друга — господдержка таких общественных институтов ни к чему хорошему не приведет: в итоге нам будут говорить то, что мы хотим услышать. Это никому не нужно. Любое общественное объединение должно быть интересно в первую очередь участникам рынка.

Сергей ПАХОМОВ, председатель Комитета Госдумы РФ по строительству и ЖКХ:

«Собственники жилья в МКД должны платить только за потребленный ресурс»