Здесь был ангел: есть ли жизнь в мегаполисе без искусства?

Здесь был ангел: есть ли жизнь в мегаполисе без искусства?

Здесь был ангел: есть ли жизнь в мегаполисе без искусства? Оргкомитет конкурса STONE Art
На ступенях офисного центра в Бумажном проезде на Белорусской приземлится ангел. Скульптура, предложенная художником-дизайнером Евгением Жевлаковым, стала победителем конкурса «Философия новых форм».

Ангел — поэтичное и пластичное существо, контрастирующее в своей форме с окружающей строгостью прямых углов. «Каскадная лестница, спускающаяся к центральной площади, — визитная карточка этого места. Важно было найти образ, который бы считывался и находился на одном уровне четкости с архитектурой STONE Towers. Выбор для меня был очевиден — божественная архитектура, а значит ангел. Получилось преобразовать пространство в картинку, сочетающую в себе дисциплину, строгость и свободный дух и даже предпринимательство», — отметил в своем видеообращении победитель конкурса.

Высокое жюри

В компетентности жюри конкурса, проводившегося с конца ноября, сомневаться не приходится: его экспертный совет возглавил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В состав совета также вошли генеральный директор и акционер STONE Максим Гейзер, директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Елизавета Лихачёва, основатель ярмарок современного искусства Cosmoscow и Blazar Маргарита Пушкина, пресс-секретарь главного архитектора Москвы Мария Ульянова, основатели и архитекторы бюро «Цимайло Ляшенко и партнеры» Александр Цимайло и Николай Ляшенко, глава фонда Interior + Design Алексей Дорожкин и главный редактор сайта myDecor Татьяна Парфёнова. Куратор и продюсер проекта — Сабина Чагина, основатель платформы Сабстанция.

Всего на конкурс было подано 170 работ из 28 городов России и стран СНГ, в числе которых Москва, Санкт-Петербург, Минск, Сочи, Казань, Калининград, Екатеринбург, Ростов-на-Дону. В результате отбора экспертным советом был составлен шорт-лист из 20 финалистов.

Подводя итоги конкурса, Сергей Кузнецов отметил: «Как городу нам интересно создавать городские легенды и мифы, культивировать темы для обсуждений. Искусство должно вызывать дискуссию, быть интересным, острым и оставлять публику неравнодушной, в особенности, если мы говорим про уличные инсталляции, где идет постоянное взаимодействие с огромным числом людей. Для девелопера, в свою очередь, это шанс привнести изюминку в проект, поработать с классными художниками, выйти на другой уровень формирования городской среды. Искусство учит людей понимать друг друга, относиться конструктивно ко многим вещам: вызовам, проблемам, радостям. Мы очень поддерживаем такие инициативы и всегда рады, когда в Москве возникают объекты, которыми можно гордиться, а главное — формировать запросы и драйверы для дискуссий в обществе».

Объединить среду и горожан

Объявлению победителя предшествовала дискуссия «Есть ли жизнь в городе без искусства?» Обсудить важность творчества в мегаполисе собрались как члены жюри Сергей Кузнецов, Сабина Чагина, Николай Ляшенко, так и новые лица — генеральный директор Центра «Зотов» Дарья Филиппова, заместитель генерального директора Stone Виктория Васильева.

Общее мнение участников диспута звучало так: интеграция паблик-арта в пространство мегаполиса дает возможность объединить городскую среду, архитектуру и жителей, добавить культурную составляющую.

Если же говорить более предметно, напомнил Сергей Кузнецов, искусство в городе в различных формах существовало всегда, и то, что сейчас происходит, — скорее традиция, чем ноу-хау. Даже памятники историческим деятелям — интересное явление культуры, рождавшее городскую мифологию. Таким образом в обществе строился активный диалог. «Сегодня нам тоже интересно создавать такие городские события, легенды. Скажу больше — искусство не обязано быть красивым, оно должно быть интересным, вызывать дискуссию, давать резонанс», — сказал Сергей Кузнецов. По его мнению, хорошо, когда дискуссии возникают постоянно: надо решать накопившиеся вопросы через диалог, и искусство учит людей понимать друг друга, относиться конструктивно ко многим вещам.

Так произошло, например, с граффити в проекте «Нет стен». Как долго должно (и может) существовать произведение уличного искусства? Сергей Кузнецов считает, что граффити делается в расчете на аудиторию, которой это актуально и интересно сейчас, и проект «Нет стен» сразу задумывался как сменяемый цикл. Со скульптурой ситуация иная, хотя тут тоже есть проекты, которые интересны современным горожанам, но будут ли они интересны через десять лет — большой вопрос. А есть и те, которые останутся ценными и через сто лет, однако делать расчет именно на это сложно.

Конечно, существует классическая скульптура, где художник говорит языком прошлого, но город — не гомогенный организм, в нем действуют различные авторы, течения, инициативные и социальные группы.

От дискуссии к действию

Важны не только дискуссии, но и конкретные шаги, продолжила разговор Сабина Чагина и напомнила о фестивале 2013 года, в рамках которого в городе появилось около 150 различных муралов, в большинстве своем до сегодняшнего дня не доживших. «Тогда стала понятна системная проблема — дефицит художников, способных рисовать в таком масштабе. В результате значительную часть этих работ выполнили иностранные художники, и лишь 10% из этих полутора сотен были реализованы нашими авторами», — вспоминает Сабина Чагина. Конкурс Stone Art в этом отношении показал громадные перемены, которые произошли с тех пор — приятно было увидеть проработанные, осмысленные проекты, очень сильные заявки, выбрать из которых было крайне сложно. И это не попытка банального украшательства, а работа с подтекстом.

У искусства в городе есть и утилитарное значение, считает эксперт. Например, оно решает «навигационные» задачи, особенно в кварталах массовой застройки. «Паблик-арт у нас сейчас только начинает развиваться. Еще двадцать и даже десять лет назад не было запроса на искусство, был запрос: у нас здесь есть площадь пустая, пожалуйста, воткните нам сюда что-нибудь симпатичное. Сейчас есть осмысленный запрос, художники это чувствуют, реагируют и создают соответствующие работы, заказчиком которых выступают город и девелопер», — утверждает Сабина Чагина.

Для девелопера искусство решает и маркетинговые задачи. Виктория Васильева уверена: именно искусство поможет вернуть людей в офисы и тем самым поспособствует экономическому развитию страны. «Офисы — это место, где люди делают все, чтобы бизнес рос, а это, соответственно, приводит, в том числе, к росту экономики. Как на это влияет искусство? На уровне психологического состояния — провоцирует творческое мышление. Бизнес сейчас специально нанимает галеристов и креативных директоров, чтобы внедрить объекты искусства в свои офисные пространства, сделать их более привлекательными», — говорит Виктория Васильева.

Поэтому девелоперские инициативы здесь играют сразу на нескольких полях: позволяют поддержать, дать возможность проявиться молодым представителям арт-среды и таким образом внести свой вклад в культурное развитие города, а также помочь бизнесу привлекать креативных сотрудников.

«Как девелоперы мы внимательно прислушиваемся к актуальным запросам и городских властей, и самих горожан. Уже некоторое время сформирован запрос на развитие искусства в открытой среде, который мы поддержали, — рассказывает Максим Гейзер. — Проведение открытого конкурса на создание объекта уличного искусства стало интересным и положительным опытом для компании. Уверены, что, увидев наш результат, многие девелоперы поддержат тренд: культурная и насыщенная среда позволяет не только выделять новые объекты, но и связывать их с окружением».

Кстати:

Скульптура ангела будет установлена осенью 2024 года на главной площади офисного квартала от бюро «Цимайло Ляшенко и партнеры» по адресу: Бумажный проезд, д. 19.